Мой опыт, о котором я писал в предыдущей части, хоть и богат, но далеко не обширен – самогон я гнал из сахара и дрожжей, а это самый простой вариант, и, можно сказать, современный, а ведь есть и другие рецепты.
Самогон гонят из пшеницы, ячменя, картошки, риса, винограда, маляса, бурака, кукурузы, меда, варенья, в конце-то концов.
Медовуху я делал, но это несколько не то – напиток получался больше прохладительный, чем алкогольный, так что этот мой опыт в расчет не берется.
А ведь исконные рецепты самогона были именно из простых составляющих – зерновые, картофельные, свекольные.
Так, например, виски – а это, по сути, и есть самогон – делают из зерна – пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы. Тут, стоит отдать должное, тем же америкосам, они чтут традиции, продолжая использовать рецепты прошлого, как это делали их отцы, деды и прадеды и в период освоения Запада, и во времена сухого закона.
У нас тоже тот же спирт «Экстра» производится из картофеля или зерна, но сам спирт, все-таки, делают путем ректификации, что в корне отличает ее от самогона и подобных алкогольных напитков, которые делают путем дистилляции. Именно это отличает современную водку от самогона.
Кто не в курсе, объясню, прибегнув к помощи все той же википеди.
Ректификация (от лат. rectus — прямой и facio — делаю) — это процесс разделения бинарных или многокомпонентных смесей за счет противоточного массо- и теплообмена между паром и жидкостью.
Вот это и есть ректификационные колонны
То есть пары спирта отбирают в ректификационных колоннах на определенной высоте, оставляя «за бортом» практически все сивушные масла. С одной стороны это хорошо – спирт получается чище; с другой – спирт получается безвкусный, пресный, безликий.
Кстати, считается, что именно отсутствие сивушных масел в спирте, приводит к тяжелым похмельям. А я-то всегда считал, что все наоборот.
А вот самогон и еже с ним, получают в так называемых дистилляторах или перегонных кубах.
Дистилля́ция (лат. distillatio — стекание каплями[1]) — перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров. Различают дистилляцию с конденсацией пара в жидкость (при которой получаемый конденсат имеет усреднённый состав вследствие перемешивания) и дистилляцию с конденсацией пара в твёрдую фазу (при которой в конденсате возникает распределение концентрации компонентов). Продуктом дистилляции является конденсат или остаток (или и то, и другое) — в зависимости от дистиллируемого вещества и целей процесса. Основными деталями дистилляционного устройства являются обогреваемый контейнер (куб) для дистиллируемой жидкости, охлаждаемый конденсатор (холодильник) и соединяющий их обогреваемый паропровод.
Если кто еще не понял, то перегонный куб и есть тот самый самогонный аппарат, о котором я писал раньше.
Но для получения качественного продукта, надо все ж таки постараться, и по возможности сократить наличие сивушных масел до минимума. Как этого добиться? Есть несколько вариантов. Первый вариант: повторная перегонка. Второй, прогонка самогона через фильтры – древесный (в идеале, березовый) уголь вполне подойдет. Но и, то и другое не лишает самогона его индивидуального запаха и вкуса, зато существенно смягчает их. Это не обязательное действие, зачастую им пренебрегают, но желательная. Но без перегонки, на выходе часто получается традиционный мутнячок, хорошо известный по советским фильмам и народным приданиям.
Но зачастую, это и все, что знает обычный обыватель про самогон. Ну, самогон и самогон, что еще можно о нем сказать?! А ведь сказать есть что!
Я пока не буду обращаться к опыту западной цивилизации и оставлю в покое всяческие виски, бренди, коньяк, текилу и прочее, но обращусь всецело к отечественным «маркам» самогона. И тут, скажу вам, есть о чем рассказать.
О традиционном самогоне из сахара и дрожжей, я думаю, можно не рассказывать, если его кто и не пробовал, то уж наверняка слышал.
Слышали, наверное, и про рисовый самогон. Его приготовление мало отличается от рецептов самогона из других видов зерна, например, из пшеницы. Но, тем не менее, остается традиционным, а я хочу остановиться на других, пусть не экзотических, но малоизвестных видах самогона.
Чача.
Если кто не знает, чача это самогон из винограда, а часто и из вина.
Традиционно, считается, что чача, это грузинский алкогольный напиток, но делают его не только на Кавказе, но и в других виноградарских регионах, например, в Молдавии. И у нас, естественно. Я пивал и грузинскую чачу, мне как-то привозили бутылочку с Кавказа. Строил я планы и на то, чтобы попробовать «Виноградную водку» из Шабо, да все, как-то руки не доходят.
Зато, зная, что я, бывает, выпиваю, мне тащат всякое разное на пробу, в том числе и чачу местного изготовления.
Был у нас механик, который притаскивал мне чачу с завидной регулярностью. Жаль уволился.
Так что сказать о чаче. Это добротный, чистый самогон. Считается, что он имеет неприятный запах и вкус, но я ответственно заявляю – и вкус и запах не более резкий, чем у простого самогона из сахара и дрожжей. Правда, супруга, говорит, что перегар от нее страшенный. Не знаю, мне судить об этом тяжело.
И опять же, супруге просто не с чем сравнить. Ну, в смысле, не с чем сравнить более страшным, как, например, с перегаром от бурачанки.
Бурачанка (гычка).
Думаю, и про бурачанку многие слышали, в частности, все из тех же советских фильмов. И в сознании простого обывателя – это мутное содержание бутыля заткнутого кукурузным початком. Но вот пробовали бурачанку не многие. Да что там, я и сам впервые попробовал бурачанку всего года четыре назад.
Мой бригадир, отпрашиваясь съездить домой, привозил мне в подарок пляшку гычки, как он ее называет.
Я-то, наивный, думал, что бурачанка это всего лишь самогон из сахарного бурака. По сути, оно так и есть, но невозможно словами передать то, как пахнет бурачанка.
Не то, чтобы это отвратительный запах, скорее нет, чем да, но при этом и неприятный, отталкивающий. Знающие люди рекомендуют пить не нюхая. Но не всегда это удается. Да и я не из пугливых. Но запах – это лишь первое испытание. Второе – вкус. Тут я могу подобрать пару слов – это просто пиздец! Бурачанка воняет и противная на вкус. Именно, что противная. Настолько неприятная, что выпить вторую рюмку приходится себя заставлять.
Но и это еще не все. Я рассказал о запахе и вкусе, но это все ерунда, по сравнению с послевкусием и отрыжкой от бурачанки. Это тихий ужас! А уж какой от нее перегар я и представить боюсь.
Малясовка.
Думаю, это слово вообще мало что кому скажет. И неудивительно, я до переезда в село о таком алкогольном напитке и не слыхал. Но сразу скажу – это легенда. Сам я ее не пил, но рассказов слышал массу. Говорят, бурачанка нервно курит в сторонке по сравнению с малясовкой.
Задам еще один, для многих, чисто риторический вопрос – «А что такое малясовка? Из чего она делается?»
И ответ на этот вопрос есть: Из маляса.
Тогда сам собой возникает вопрос: «А что такое маляс?»
Ответ я знаю уже довольно давно, но научное объяснение увидел на канале «Моя планета» совсем недавно. Но, опять же, нырнем в интернеты и прочитаем, что же по этому поводу написано во всемирной паутине. А написано там следующее:
Маляс-у, ч., спец. Густа брунатна рідина, що залишається після переробки цукрових буряків на цукор; використовується як корм для худоби, у текстильній промисловості тощо; меляса.
Если кто еще не понял, это побочный продукт от переработки сахарного бурака на сахар. Выжимки, отходы. Питательность у нее высокая, но потребительская ценность – мизерная. В советские времена, когда не заморачивались изготовлением комбикормов, бочки с малясом присылали в колхозы и совхозы для подкормки животных. Скажу сразу, не малясом единым животину кормили. Односельчане рассказывали и о забракованных партиях селедки, к примеру. Даже, говорят, дельфинье мясо привозили. Сам не видел, врать не буду.
И маляс привозили, причем в очень приличных количествах – сахарные заводы были практически в каждом районе. В бытность свою студентом я сам ездил в колхоз на добычу этого самого сахарного бурака.
Так что маляс регулярно поступал в колхозы. Ну, скажите, мог ли наш человек пройти мимо такого ценного продукта? Конечно, нет! И маляс, естетсвенно, шел на самогоноварение.
Я считаю, что мне повезло – я не застал эру малясовки. Но рассказы о ней я слышал. И по этим рассказам – пойло было убойное! Мало того, что крепкое, но еще и вонючее, да настолько, что бурачанка за счастье казалась! Сомневаюсь, что вы это себе представить можете. Я сам себе это представляю с трудом.
Но хватит о грустном.
Напоследок рас скажу о самогоне из меда – медовухе.
Медовуха.
Как раз сейчас передо мной бутылка этого самого самогона и стоит. Подгон одного из наших водил. Сейчас самогон я пью редко, по причине неприятного перегара (супруга грозится выгнать меня спать на балкон, а тым нынче не дюже комфортно), так что конкретно этот самогон я могу только визуально оценить, но вообще, это не первая бутылка медового самогона которая стояла на моем столе, и я могу смело о нем говорить.
Самогон из меда получается более чем хороший – чист как слеза, и при некотором сивушном запахе, пьется легче, чем та же чача. Не знаю, обладает ли он какими-то лечебными свойствами, но на утро башка от него не болит, а это уже немаловажный фактор в его пользу.
Кстати, на просторах нэньки Украины и водка «Медовуха» производится. Но это так, к слову, к самогону это не имеет никакого отношения.
Я тоже пытался сделать медовый самогон, но, видимо, что-то пошло не так. И на выходе получил хоть и крепкую, но все же обычную медовуху, питьевую, а это несколько не то.
Ну-с, на этой доброй ноте я и закончу рассказ об отечественном самогоне, который попадал в мое поле зрения.
Может быть сподоблюсь написать что-то про импортные самогоны – виски, текилу, сливовицу и что там еще есть, но это потом. И под большим вопросом.
|