Как я уже не раз говорил, в свою младость русский рок я не слушал. То есть, слышать-то я его слышал, друзья-товарищи, как раз-то, его слушали, а вот меня как-то не торкало. Ну, наверное, единственным исключением была «Коррозия металла», да и то, лишь один их альбом «Орден Сатаны». Все остальное как-то проходило мимо меня, меня совершенно не цепляя. Западного металла мне тогда вполне хватало. Особенно тогда я заслушивался концептуальными альбомами King Diamond – Abigel, Them, The Eye… Сначала мало понимая о чем там речь, а потом, добыв в Одесском Рок-шопе переводы, уже с осознанием. Идея связанных одной темой песен в альбоме мне тогда очень нравилась.
«Король и Шут»
Прошли годы. Однажды, мой кореш заикнулся о том, что услышал прикольную группу – «Король и Шут». «Что за бредовое название», – подумал я тогда, но послушав один из их альбомов (кореш ставил кассету в машине) проникся. Не сразу, но тем не менее. Да, к музыке было много претензий, но тексты! Тексты мне определенно нравились, в основной своей массе – эдакие короткие рассказы, то ли ужастики, то ли мистика, то ли пародия. Одно время такая тематика была у «Сектора газа», но лишь эпизодически. Вот с того времени я и пересел на русский рок, и теперь слушаю его, практически, весь, ну, за очень редким исключением. Но при этом всем «Король и Шут» осталась одной из самых любимых моих групп.
Удачным, видимо, оказался тандем Горшка (Михаила Горшенева) и Князя (Андрея Князева). Но, казавшийся вечным, дуэт лидеров группы дал трещину. Первой ласточкой стали выпущенные сольные альбомы – «Любовь негодяя» Князя и «Я алкоголик, я анархист» Горшка. Но тогда о развале группы речи не было, объяснили свое поведение Горшок и Князь очень просто – накопились идеи, которые не вписывались в формат группы, поэтому каждый выпустил свое отдельно. Но уже тогда стало понятно, что манера и стиль исполнения у ребят разные. Собственно, даже слушая альбомы «Короля и Шута» можно примерно прикинуть, где чье влияние сильнее. Более лирические вещи – скорее всего, Князя, агрессивные – Горшка. Так или иначе, но в 2011 году Князь покинул проект «Король и Шут», организовав свою группу «КняZz», творчество которой мне определенно нравиться, но речь сейчас пойдет не о нем. Одной из причин, на мой взгляд, ухода Князя из группы было увлечение Горшка идеей создания концептуального альбома. Впрочем, почему идеей, к тому времени работа над ним уже шла.
«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»
В 2011 году группа «Король и Шут» уже, практически, без участия Князя, приступила к реализации проекта Горшка "TODD". В основу зонг-оперы (именно так Горшок позиционировал свое детище) лег мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Было много постановок этого мюзикла и в Нью-Йорке, на Бродвее, и в Лондоне. Также был и снят фильм-мюзикл с Джонни Деппом в главной роли. Сюжет мюзиклов довольно прост: жил был Суини Тодд, были у него жена Бетти и дочка Элизабет. Тодд был цирюльником, и жил себе в городе Лондоне счастливо, чего и другим желал. Но, пересеклась его судьба с с местным судьей Тёрпином. Судья был очарован женой Тодда и задумал избавиться от супруга, сфабриковал дело и отправил Суини Тодда на каторгу, а сам, избавившись от соперника, стал подкатывать к его жене. Бетти, то ли понял что к чему, то ли просто не вынесла такого поворота событий, но, так или иначе, покончила с собой, бросившись в мутные и грязные воды Темзы. А оболганный цирюльник тоже страдал, и спустя 15 лет бежал с каторги и вернулся в Лондон. Но ни жены, ни дочки он уже не нашел, а в его доме поселился мясник с племянницей. Жизнь на каторге, видать, здорово потрепала Тодда, и он, никем не узнанный вновь берется за старое ремесло – стрижет и бреет. И желает только одного – отомстить судье, который упек его на каторгу. Собственно мюзикл, практически весь, это осуществление мести Суини Тодда и его помощницы Ловетт, племянницы мясника. Все пересказывать не буду, кому интересно, те сами посмотрят кино или мюзикл, если вдруг кто еще не смотрел. Кстати, лично я кино осилил с большим трудом. Одна из причин – не люблю мюзиклы, другая, говеный перевод, а ввиду того, что смотрел я его в Николаевке с ноута, лучший перевод взять было негде. А основой для оригинального мюзикла была серия рассказов «Жемчужная нить», изданных еще в середине XIX века. Сюжет, правда, несколько отличается от того, что был изображен в мюзиклах. Жил, давным-давно в Лондоне брадобрей Суини Тодд. И очень он любил свою профессию и не очень любил людей. И иногда любил подшутить над своими клиентами – кресло у него было с секретом, при нажатии на педаль оно опрокидывало посетителя в подвал, где тот, при падении ломал себе шею, а если этого не случалось, то Суини Тодд завершал шутку точным движением бритвы. Потом его подельница, кулинарка Ловетт перетаскивала труп по подземному ходу в свою пекарню, и готовила вкусные мясные пироги. Вот такая вот милая история, чем-то похожа на одну городскую легенду.
«TODD»
Горшок взял за основу лирическую версию, то есть ту, которая уже реализована в мюзикле. Но сделать все решил на свой лад, панковский. Первоначально было выпущено два аудио-альбома группы «Король и Шут» под общим названием "TODD”, но имеющие свои названия: «Праздник крови» и «На краю». В записи альбомов участвовали не только музыканты группы, но и приглашенные. В Акте 1: «Праздник крови» арии Ловетт исполняет – Юлия Коган (группа «Ленинград»), арии Судьи и Священника – Константин Кинчев (группа «Алиса»), арии Мясника – Билли Новик (группа «Billy’s Bend»). В Акте 2: «На грани» арии Ловетт и Элизабет исполняет – Лена Тэ (группа "Лена Тэ"), арии Судьи – Илья Черт (группа «Пилот»). В обоих альбомах арии Тодда исполняет Горшенев (группа «Король и Шут»), а текст рассказчика читает Вениамин Смехов. Ждал ли я этих альбомов? Ну, наверное, хотя и с некоторой опаской. А послушав, понял, что опасался не зря. В пору моего увлечения King Diamond, и счастливого неведения о том, о чем они там поют, я спокойно слушал песни и по одиночке, хотя, конечно, чаще всем альбомом, кассета, она ж все таки не лазерный диск, и выборочно слушать было проблематично, да и не нужно мне этого было, мне все подряд нравилось. А вот когда я прочитал их тексты, слушать по-отдельности и вовсе как-то расхотелось, уже именно в концептуальности цинус и виделся. Та же история и с «TODD». Это полноценная история, все песни связаны между собой и выстроены именно в том порядке, в котором слушаться и должны, да и текст рассказчика, их связывает. То есть просто бухать пиво под эти альбомы как-то не комильфо. Оба Акта это чисто для вслушаться, фоном ставить их бессмысленно. И добавлять их в общий плей-лист тоже как-то неудобно, слушаешь музон, а как раз на них и спотыкаешься. Горшок, конечно молодец, глыбу такую взгромоздил, но… он ушел от своего слушателя. Где отвязные концерты, где отрыв башки??? Его слушали подростки, пойдут они в театр на оперу? Вспоминая контингент на концертах «Короля и Шута», сильно в этом сомневаюсь. А интересна эта опера людям взрослым, которые «Короля и Шута» не воспринимают в принципе? Тоже вряд ли. Вот и получается, что все это сделано для себя любимого и не пойми для какой категории зрителей. Но о театральной постановке я расскажу отдельно.
Зонг-опера ужасов «TODD»
Этой осенью зонг-опера «TODD» увидела свет и на театральных подмостках. Проект получился не из дешевых, слышал, что на все про все ушло под полтора миллионов долларов, охотно в это верю. Более того, в связи со всем этим – сложность постановки и дорогие декорации вряд ли позволят показать спектакль где-то еще помимо Москвы, что опять же играет не на руку группе. Хотя, черт его знает, может оно себя как-то оправдывает. Мне сложно об этом судить, но боюсь, старый добрый «Король и Шут» канул в лету. Хотелось бы ошибаться. Как и в аудио-альбоме, главную роль, роль Сунин Тодда исполняет Горшок, роль Ловетт – Елена Резниченко, роль Мясника – Никита Селедцов, роль Судьи – Илья Ковалев, роль Священника – Андрей Красноусов, Элизабет – Валерия Морарь, рассказчики – Ирина Епифанова и Александр Леонтьев. Появились и новые персонажи: Смерть – Агния Дегтярева, Франты – Олег Малышев и Евгений Петиш.
В живую, конечно, я этого действа не видал, но нарезку пиратского видео надыбал, ею и делюсь. Пошел бы я на этот спектакль. Один раз – да! Но это скорее была бы дань уважения любимой группе, чем осознанное желание посмотреть оперу.