Наверное, каждый выросший во времена, когда в телевизоре было всего три канала (у нас был Первый, тот, который центральный, Второй и УТ-1, чисто украинский), смотрел приключенческий, как бы сейчас сказали, для семейного просмотра, фильм «Зеленый фургон», где бравый оперуполномоченный, бывший гимназист Володя Патрикеев, применяя дедуктивный метод Шерлока Холмса, расследует разные преступления в Одесской губернии 20-х годов.
Фильм был не просто известный, но и, как мне кажется, довольно успешный. Многие фразы из фильма были раздерганы на цитаты – «Грищенко, отдайте свой «манлихер»!», «Прошу выдать во временное пользование со склада вещественных доказательств бутыль самогона…» и многое другое.
Уже позже, не однажды пересмотрев фильм, в руки мне попала повесть Казачинского, по которой и был снят одноименный фильм, и я с удовольствием ее прочел. И вдруг выяснил, что фильм 1989 года снят всего лишь по мотивам повести, и общего у них не так уж и много.
Да, главный герой повести Володька Патрикеев, да, жизнь его пересекается и с милиционером Грищенко, и с прикомандированным Виктором Прокофьевичем Шестаковым, и с конокрадом Красавчиком, и с налетчиком Червнем. Все это было, но совсем не так, как показано в фильме 89-го года.
Кстати говоря, книга мне очень понравилась – написано хорошо, гладко, с юмором и одесским колоритом.
Прочитал я ее, а потом и не раз перечитывал, с огромным, не побоюсь этого слова, удовольствием. И всем рекомендую найти или скачать повесть и прочитать, как по мне, отличное чтиво!
Я уже дважды упоминал, что фильм снят в 1989 году, и это не случайно, потому как недавно мне на глаза попался еще один фильм «Зеленый фургон», снятый еще в 1959 году. И я не удержался, скачал и посмотрел его.
И 30 лет дают себя знать.
Сейчас снимается много ремейков старых популярных картин, и меня, как, наверное, и многих, этот факт не радует – ну как эти новоделы могут сравниться со ставшими уже классикой фильмами советской эпохи. Но я уже на эту тему раздумывал. Что бы я ни думал про ремейки, есть от них польза, как это ни прискорбно осознавать. Молодое поколение все хуже понимает фильмы, на которых росли мы, многое им уже не понятно из того, что происходило в СССР – ценности, приметы времени, мода, интересы. А, не понимая все это, нельзя и фильм воспринимать должным образом, поэтому и снимаются на новый лад «Кавказская пленница» и «Ирония судьбы», «Служебный роман» и «Джентльмены, удачи!», «Не бойся, я с тобой!» и «Веселые ребята». По сути, все эти ремейки – адаптации старых фильмов для молодежи. Они и не должны нравиться нам, тем, кто видел оригиналы, отнюдь, главное, чтобы их смотрело молодое поколение. Может это и правильно. Так-то старые фильмы подростки смотреть не будут, им не интересно и непонятно многое, что происходит на экране, а вот в новоделах все как раз под их понимание и заточено.
Сложно об этом говорить. Проще хаять «поделки» современников, с теплотой вспоминая оригинальные фильмы.
Вполне вероятно, что и 1989 году, взрослое поколение так же восприняло выход на экраны нового фильма «Зеленый фургон», который был совсем не таким, как тот, старый, выпуска 1959года.
И если, к примеру, спросить мое мнение, то я, в те времена совсем зеленый, фильм с Харатьяном смотрел с большим интересом, да что там, с восторгом! А вот фильм 1959 года посмотрел только для сравнения. Пересматривать я его точно не буду. Хотя именно он, тот самый черно-белый фильм куда ближе к повести, чем «новодел».
Я никого не агитирую посмотреть и сравнить два фильма, но фотографии из обоих фильмов я для сравнения выложу.
Володя Патрикеев:
Милиционер Грищенко:
Как по мне, это лучшая роль Борислава Брондукова.
Виктор Прокофьевич Шестаков:
Демьяненко тут, на мой взгляд, сыграл великолепно, преобразившись в эдакого повзрослевшего «Шурика».
«Красавчик»:
Федька «Бык»
«Червень»
Как видно персонажи отличаются, иногда радикально. В фильме 1959-го года есть свой шарм, свой колорит, свой юмор, но уже я его воспринимаю хуже. Юмор второго «Зеленого фургона» мне намного ближе, понятнее, восприимчивее, что ли.
Значит смысл в ремейках или адаптациях все таки есть! Пусть он не понятен тем, кто вырос на оригинальных фильмах, пусть их хают критики, пусть! Но они понятны молодежи! И дело даже не в том, что пипл хавает и сборы есть, смысл в том, что хоть так подростки приобщаются к тому, что смотрели в свое время их родители. В этом есть смысл, я думаю.
И я не удивлюсь, если вдруг кто-то решит снять еще один «Зеленый фургон» с учасковым Грищенко в каком-то пригородном селе, гонками на «нивах», самогоноварение, серийном убийце Червне и преследующем его молодом опере Володьке Патрикееве, помогать которому будет уехавший в село интеллигент Шестаков.
А что? Чем плоха идея?
Пы.Сы. А в Одессе, кстати, героям повести, ну и фильмов, конечно, еще в 2003 году, в аккурат на Юморину открыли памятник. Вот.
|