Книга не случайно издана в карманном
формате. Возьмите ее в дорогу и пролистывайте в свободную минуту. Почаще
напоминайте себе о возможных опасностях и заранее продумывайте, как их
избежать – тогда вы будете готовы к тому, что случится на дороге
сегодня. Тысячи читателей журнала Motorcycle Consumer News так и
поступают, из их писем и выросла эта книга. Надеемся, она пригодится не
только новичкам, но и ветеранам – освежить память...
Железнодорожный переезд
Будьте на нем особенно осторожны
Вы
едете в правом ряду по промышленному району города и видите знак «Конец
полосы». Вы смотрите в зеркало, находите подходящий разрыв в потоке и
плавно вливаетесь в левую полосу. Внезапно мотоцикл скользит, вы с
трудом сохраняете равновесие. Обернувшись, вы видите, что проехали
железнодорожный переезд.
Неспровоцированные падения – важная
составляющая статистики мотоциклетных аварий. Как правило, их причина в
состоянии дорожного полотна. В промышленной зоне часто попадаются
переезды, а рельсы всегда очень скользкие. Кроме того, на переезде могут
быть такие неровности, что они просто вырвут руль у вас из рук.
Пересекайте
переезд под углом как минимум 45 градусов. Мотоцикл не должен быть в
наклоне. В описанной ситуации вам следовало смотреть не только в
зеркала, но и на дорогу, влиться в поток до переезда и проехать его по
максимально безопасной траектории.
Смотрите направо
Если вы не видите его, то и он вас не видит
Вы
едете в левом ряду, бдительно следя, не собирается ли кто-то повернуть
налево. Но едущий в правом ряду грузовик закрывает вам обзор, и вы
решаете его обогнать. Уже поравнявшись с его кабиной, вы видите, что
прямо из-под грузовика выскакивает машина и резко перестраивается в
левый ряд. Инстинктивно вильнув влево, вы сбрасываете газ. Столкновения
удалось избежать, но заднее колесо соскальзывает и вы падаете. На ваше
счастье, едущие сзади вовремя затормозили. А виновник аварии уезжает,
даже не обернувшись. Очевидно, он выскочил перед грузовиком с
прилегающей улицы и тут же ушел в левый ряд, чтобы грузовик не ударил
сзади.
Вы правильно делали, что следили за поворачивающими налево
и держались подальше от закрывающего обзор грузовика. Но не забывайте о
нетерпеливых водителях, которые захотят проскочить перед грузовиком.
Обгоняя грузовик или автобус – справа или слева, стоящий или движущийся –
будьте готовы к экстренному торможению, пока не сможете полностью
видеть ситуацию впереди. И помните – при резком перестроении нельзя
закрывать газ и тем более тормозить, хотя ваш инстинкт самосохранения
заставляет вас так поступать. В критической ситуации всегда лучше
тормозить, чем пытаться объехать.
Мокрая дорога
Даже небольшой дождь превращает дорогу в каток
Прогноз
погоды на завтра неутешителен – проливные дожди. Но сегодня тепло, ясно
и сухо, и вы решаете покататься за городом. Однако к середине дня небо
темнеет, ветер усиливается и начинает накрапывать дождик. Вы решаете
вернуться домой, пока дороги не стали совсем мокрыми.
Уже въехав в
город, вы понимаете, что шины совсем не держат дорогу. Стоит вам на
перекрестке увидеть красный и начать тормозить, как колеса скользят, и
вы с трудом удерживаете байк от падения. Добравшись до дома, вы обещаете
себе больше никогда не ездить в дождь
В самом начале дождя
дороги особенно скользкие. Масло и вода образуют пленку, которая
превращает поверхность в каток. Дождь должен лить как минимум полчаса,
чтобы смыть эту субстанцию с полотна. Так что если ненастье застало вас в
пути, не гоните домой. Лучше найдите уютной ресторанчик и за ланчем
подождите, пока дождь как следует вымоет ваш путь.
Дорожная акула
На дорогах их становится все больше
Вы
едете по автомагистрали, держа скорость чуть выше скорости потока,
отслеживаете ситуацию как можно дальше вперед и избегаете правой полосы,
чтобы не попасть в затор на съездах с дороги.
Когда вы настигаете
медленный пикап, вы включаете поворотник, проверяете мертвую зону
поворотом головы, перестаиваетесь направо и начинаете ускоряться.
Внезапно
машина догоняет пикап по левой полосе, упирается в него и резко
перестраивается прямо перед вами, даже не включив сигнал поворота. Вы
резко сбрасываете газ и уворачиваетесь от столкновения. Машина буквально
протискивается между вами и пикапом и уезжает. Вы видите, что водитель
посмотрел на вас в зеркало. Очевидно, он видел вас и рисковал
сознательно, ни во что не ставя вашу жизнь.
Чем дальше вы
отслеживаете ситуацию впереди, тем лучше, но старайтесь видеть и
происходящее сзади. Если бы вы почаще смотрели в зеркала, то заметили бы
машину, которая с высокой скоростью едет в потоке, постоянно
перестраиваясь. Тогда вы могли бы предвидеть, что водитель может резко
перестроиться, уткнувшись в пикап.
Полная остановка
Предусмотрительный водитель всегда остановится на знаке «Стоп»
Вы
выезжаете с маленькой улочки на оживленную трассу. На перекрестке стоит
знак «Стоп». Замедлившись, чтобы осмотреться, вы видите разрыв в потоке
и ускоряетесь, чтобы успеть влиться в него. Но стоило вам высунуть нос,
как какая-то машина начала перестраиваться. Скорость слишком мала,
чтобы отвернуть, байк наклонен, поэтому тормозить не получится. Удар, и
мотоцикл летит в сторону. Вина за аварию целиком лежит на вас.
Никогда
не спешите на перекрестках. Если вы не готовитесь к экстренной
остановке заранее, вы не сможете выполнить ее при необходимости. Даже
короткая остановка дала бы вам время, чтобы получше оценить ситуацию и
заметить перестраивающийся автомобиль. Помните, что большинство тяжелых
аварий с мотоциклистами происходит именно на перекрестках.
На знаке
«Стоп» всегда полностью остановливайтесь. Спустите левую ногу на землю, а
правую держите на педали тормоза. Это не только поможет вам лучше
контроливать стоящий мотоцикл, но и зажгет стоп-сигнал, чтобы
предупредить тех, кто сзади.
Поспешный проезд
Нетерпеливый водитель может вас не пропустить
Вы
возвращаетесь домой субботним днем. Зная, что по выходным вероятность
аварий возрастает, вы предельно собраны и едете с разумной скоростью.
На
очередной перекресток одновременно с вами подъезжают еще три машины.
Поскольку вы остановились первым, вы имеете право проезда. (В Америке
нет «правила правой руки». На нерегулируемых перекрестках ставят со всех
сторон знаки «Стоп». Первым проезжает тот, кто первым остановился на
стоп-линии. – примечание переводчика). Вы смотрите на водителя, который
должен проехать следующим. Он тоже смотрит на вас, все в порядке, вы
трогаетесь.
Тут он выскакивает прямо перед вами, но почему-то не
едет, а бьет по тормозам. Машина перегораживает вам дорогу и вы
врезаетесь в пассажирскую дверь. Скорость была небольшой, никто не
пострадал, Вам просто интересно, о чем думал это парень.
Водители
автомобилей часто не пропускают мотоциклистов. Вы встретились с ним
глазами, но это еще ничего не гарантирует. Некоторые думают, что по
правилам мотоцикл всегда должен уступать дорогу. Кроме того, водитель
мог принять движение вашего шлема за приглашение проехать первым.
Даже
если вы имеете право проезда, держите пальцы на рычаге тормоза, чтобы
быстро затормозить в случае чего. В этой ситауции поехать могла любая из
трех машин.
Песчаная весна
На открытии сезона особенно внимательно следите за полотном дороги.
Ура!
Наконец-то долгая зима кончилась, и дороги полностью очистились от
снега и льда. Вы радостно бежите в гараж, заводите мотоцикл и выезжаете
на улицу. До чего же приятно снова почувствовать себя в седле, как
здорово ускоряться со светофоров, оставляя машины далеко позади. Вы
чувствуете, как постепенно тело вспоминает правильные движения, и
начинаете ехать все быстрее, круче закладывая байк в виражах.
В то же
время вы прекрасно понимаете, что водители за зиму отвыкли от
мотоциклистов на дороге. Поэтому в потоке вы избегаете мертвых зон, а на
перекретсках внимательно следите за теми, кто собрался поворачивать
налево.
И вот вы стоите на очередном перекрестке в ожидании разрыва в
потоке. Вот этот пикап едет медленно, вполне можно встроиться перед
ним. Вы отпускаете сцепление и начинаете поворот. И тут заднее колесо
начинает мотать из стороны в стороны. Работая рулем вы с трудом
удерживаете байк от падения. К счастью, водитель пикапа смог затормозить
и аварии не случилось.
Вы паркуетесь, чтобы осмотреть байк и понять
причину такого поведения. Но он в полном порядке. Тогда вы возвращаетесь
на перекресток и видите толстый слой песка, оставшийся с зимы. На
нем-то и подскользнулось заднее колесо.
В тех частях страны, где
бывает снег, дороги зимой посыпают песком. Весной он остается лежать на
асфальте. Проезжающие машины сдвигают его к краям дороги. Особенно много
песка бывает на перекрестках.
Весной не выезжайте с перекрестка
слишком быстро, дайте себе несколько секунд, чтобы присмотреться к
полотну. Вы можете объехать песок, зайдя в поворот пошире. Если же это
невозможно, держите мотоцикл как можно более вертикально, резко не
ускоряйтесь и не тормозите.
Средство от акул
Защитите себя от агрессивных водителей
Вы
едете по знакомой дороге, которую летом забивают автотуристы. Вот и
сейчас перед вами плетется машина с людьми, глазеющими по сторонам.
Дорога извилистая, но за следующим поворотом должна начаться прямая,
пригодная для обгона. Выехав на нее, вы видите, что впереди едут
встречные и решаете не рисковать. Вы достаточно опытный водитель, чтобы
не испытывать судьбу по пустякам.
Вы смотрите в зеркала и видите, как
какая-то машина быстро догоняет вас. Вы прижимаетесь правее, на случай
если водитель решит обгонять, как только проедут встречные. Так и есть –
не успели встречные разминуться, как он резко принял влево и пошел на
обгон. Если бы вы ехали рядом с осевой, он наверняка задел бы вас.
Вы
можете обезопасить себя, если будете отслеживать ситуацию не только
впереди, но и сзади, и предпринимать превентивные меры в случае
потенциальной опасности. Вы прижались вправо и стали менее заметным, это
не очень хорошо. Но вы обезопасили себя от потенциальной проблемы, а
это гораздо важнее.
Шокирующая правда
Плохая подвеска влияет не только на комфорт
Вы
купили мотоцикл много лет назад, но он еще как новый. Зная, что
состояние шин важно для безопасного движения, вы по мере необходимости
покупаете самые лучшие и проверяете давление в них перед каждой
поездкой.
Сегодня вы решили прокатиться по своей любимой дороге. Она
красиво вьется вдоль реки и на ней почти не бывает машин. Как и
большинство второстепенных дорог, эта не избалована вниманием дорожных
служб. Вы внимательно следите за полотном, чтобы вовремя заметить ямы,
кочки и опавшие листья, скользкие как лед. Но поверхность дороги на
удивление хороша, так что вы решили побыстрее проехать следующий
затяжной поворот, укрытый тенистыми деревьями. В повороте колеса
внезапно начали подпрыгивать на серии поперечных гребней, которые вы не
заметили из-за играющей тени деревьев. Мотоцикл замотало, вы
инстинктивно закрыли газ, но не смогли удержать байк на траектории и
улетели в кювет. Вы не ранены, но мотоцикл разбит в хлам.
Конечно,
не стоит экономить на шинах, но не забывайте и о подвеске. Глупо
рассчитывать, что оригинальные части старого мотоцикла будут работать
как новые, особенно если за ними не ухаживать. Конструкторская мысль не
стоит на месте, так что стоит подумать о покупке более современного
мотоцикла.
Опасная тишина
Маленькие улочки могут внушить чувство ложной безопасности
Вы
возвращаетесь домой по маленькой улочке, отдыхая от безумия скоростного
шоссе, оставшегося позади. Байк весь день вел себя превосходно, он
заслужил как минимум вечернюю помывку и полировку, а может и новые шины к
следующему катанию.
Ваши приятные мечтания прерывает блик солнца,
отразившийся от встречной машины, появившейся из-за перегиба улицы. Вы
пытаетесь отвернуть вправо, но не успеваете. Машина бьет вас в левый
кофр, мотоцикл падает и заминает дверь припаркованного автомобиля. Вы
видите, как тинэйджер за рулем смотрит на вас расширенными от ужаса
глазами, потом давит на газ и с ревом уезжает. А вы остаетесь дожидаться
полиции и хозяина помятой машины, подсчитывая расходы на ремонт байка.
Тихая
улочка легко может убаюкать и внушить чувство ложной безопасности. Ни в
коем случае не поддавайтесь. Машина может появиться из-за перегиба
дороги или скрываться за припаркованными автомобилями. В данной ситуации
следовало принять правее до вершины холма и замедлить скорость, чтобы
убедиться в отсутствии встречных.
Сигнальная ошибка
Очень легко неправильно истолковать сигналы
Вы
возвращаетесь домой после чудесной загородной поездки. Скоро, после
заправки, знакомый поворот, потом еще четыре квартала – и вы дома. Можно
будет поставить байк в гараж и снять с себя экипировку.
На выезде из
заправки стоит машина. Водитель вас явно видит и пропускает. На улице
никого нет, кроме вас двоих, но вы все равно включаете правый поворотник
на всякий случай, наклоняете байк и… машина выскакивает прямо перед
вами. К счастью, в повороте вы всегда используете передний тормоз, так
что вам удалось остановиться быстро. Столкновения не произошло, машина
укатила. Вы были просто в ярости, но, поразмыслив на досуге, поняли, что
часть вины лежит и на вас. Водитель мог истолковать ваш поворотник как
намерение заехать на заправку.
Чуть придавливать передний тормоз в
повороте – хорошая привычка. В описанной ситуации она сильно сократила
тормозной путь. И пользоваться поворотниками тоже очень полезно, иначе
другие водители не смогут понять ваши намерения. А вот от привычки
мечтать за рулем следует как можно скорее избавляться. Вы всегда должны
думать только о дороге, в том числе и пытаться предсказать действия
других водителей. Вам следовало повременить с включением поворотника или
остановиться и взмахом руки пригласить водителя проехать первым.
Остановка на скользком покрытии
Не ездите сразу после начала дождя
Вы
уже подъезжали к дому, когда на небо набежала тучка и пролился первый
после месяца жары дождик. Опасаясь мокрой дороги, вы стараетесь поменьше
наклонять мотоцикл в поворотах, держать дистанцию и не наезжать на
разметку.
Когда на очередном светофоре внезапно загорелся красный,
машина перед вами зажгла стоп-сигналы и завиляла кормой в попытке
экстренно отстановиться. Вы стали прогрессивно тормозить передним
тормозом, одновременно нажимая на педаль заднего. Тем не менее переднее
колесо потеряло сцепление с дорогой, и байк рухнул набок. Вы не
пострадали, другие водители смогли вас объехать. Но мотоцикл сильно
разбит. Вы ненавидите дождь, мокрые улицы и беспечных водителей.
Когда
дождь начинается незадолго до конца поездки, первое желание – прибавить
газу и поскорее доехать. Не поддавайтесь, особенно если это первый
дождь за долгое время. Дорога бывает наиболее скользкой в первые полчаса
дождя. Так что остановитесь и подождите, пока дождь смоет грязь с
дороги.
Приближаясь к перекрестку по мокрой дороге, всегда держите
дистанцию больше, чем обычно, старайтесь ехать по левой колее передней
машины и следите за светофорами. Если экстренное торможение все же
потребовалось, пользуйтесь передним и задним тормозом одинаково.
Горное скольжение
Как удержать переднее колесо на серпантине
Вы
едете с пассажиром по серпантину, вьющемуся над океаном. Дорога
постоянно извивается, то спускаясь в долины, то карабкаясь на горы. Это
именно та дорога, ради которой люди ездят на побережье. Вы закладываете
виражи все круче, наслаждаясь каждой секундой поездки.
Единственное,
что немного портит впечатление – медленные машины. Как, например, этот
минивэн, что плетется впереди уже несколько миль. Обогнать его крайне
трудно из-за обилия поворотов. Наконец вам удается увидеть, что дорога
впереди свободна, и вы выходите на обгон. Но водитель воспринимает это
как личное оскорбление и пытается вас догнать. Гонки на горной дороге не
входят в ваши планы, поэтому вы ускоряетесь, чтобы оторваться от него
подальше.
Дорога идет в гору, впереди правый поворот, вы закладываете
байк покруче и добавляете газу на выходе, чтобы помочь мотоциклу
забраться в гору. Внезапно переднее колесо срывается в сторону, вас
выносит на встречную, которая на ваше счастье оказалась пустой. Вам
удается справится с байком и даже не пропустить вперед минивэн, но эта
ситуация еще долго будет снится вам по ночам.
Езда с пассажиром
отличается от езды в одиночку, особенно в поворотах или на горном
серпантине. С пассажиром байк становится тяжелее, вдобавок разгружается
переднее колесо, что уменьшает силу его сцепления с дорогой. Если вы
оттормозитесь слишком рано, вам придется открывать газ в повороте,
разгружая переднее колесо еще больше, как раз в тот момент, когда ему
особенно нужно сцепление с дорогой.
Лучше подойти к такому повороту
на скорости, зайти пошире, сбросить газ и пройти его по инерции. Тогда
передняя шина не потеряет сцепления с дорогой. После поворота открывайте
газ постепенно, чтобы не встать в свечку.
Дым из-под колес
Юз увеличивает тормозной путь
Вы
подъезжали к перекрестку, готовясь к остановке на красный, когда пикап
выскочил перед вами и затормозил. Вы инстинктивно нажали на педаль
тормоза, заднее колесо завизжало и задымилось, но столкновения избежать
не удалось. Переднее колесо под замену, и полиция скорее всего признает
вас виновным, ведь вы были сзади.
Если вы станете постоянно
тренировать торможение, вы будете лучше готовы к подобным ситуациям. Вы
остановитесь гораздо быстрее, если будете больше полагаться на передний
тормоз, чем на задний. При торможении выжимайте сцепление и постепенно
увеличивайте давление на рычаге тормоза, стараясь удерживать переднее
колесо на грани юза. Блокирование заднего колеса добавляет шумовых и
дымовых эффектов, но не сокращает тормозной путь. Специально тренируйте
торможение в начале каждого сезона.
Подсказка на перекрестке
Светофор для пешеходов может оказаться полезным
Вы
возвращаетесь с работы по сильно загруженной улице. Светофоры работают
вразнобой, о зеленой волне не может быть и речи, сигналы меняются
совершенно неожиданно. С одной стороны, не хочется получить удар сзади
при резком торможении, с другой стороны, застрять посреди перекрестка
тоже неприятно.
И тут ваши страхи становятся реальностью. Прямо перед
тем, как вы пересекли стоп-линию, загорелся желтый, а за ним красный.
Пробка впереди совсем замерла, и вам пришлось встать прямо на
перекрестке. Вы чувствуете себя очень глупо. Машины, пересекающие вашу
улицу, негодующе вам гудят и едут так близко, что могут задеть ваш байк.
Решение
проезжать или нет следует принять до перекрестка. Тут вам может помочь
светофор для пешеходов. Он переключается раньше, чем основной, чтобы
дать людям возможность дойти до тротуара. Поэтому, если вы вы видите
надпись «Идите», можете считать, что у вас есть как минимум несколько
секунд. А если на нем уже горит «Стойте», лучше не рисковать.
Опасная погоня
Не равняйтесь на других участников колонны
Вы
познакомились в мотомагазине с какими-то ребятами, которые пригласили
вас покататься вместе. Вы радостно согласились. Они ездят на байках,
похожих на ваш, используют качественную экипировку и примерно одного с
вами возраста. Похоже, знакомство обещает быть приятным.
Когда все
собрались, лидер колонны, к вашему удивлению, только махнул рукой и
сорвался с места. Все полетели за ним. Вы же замешкались, надевая шлем и
перчатки, и оказались в положении догоняющего.
Колонна выбралась из
города на извилистую дорогу, и вы поняли, что ребята катаются более
агрессивно, чем вы. Но отставать всегда неприятно, поэтому вы просто
уцепились за хвост переднего мотоцикла, стараясь проходить повороты с
той же скоростью и по той же траектории, что и он. Но вдруг в очередном
повороте заднее колесо начало сносить. Вы в панике сбросили скорость и
тем самым окончательно испортили ситуацию. Байк улетел в кювет, и вы
вместе с ним. К счастью, вам не попались большие камни, иначе все
закончилось бы еще хуже.
Некоторые мотогруппы состоят из
настоящих мастеров, так что их катание превращается в гонки. Помните,
что если вы едете в хвосте колонны, вам приходится поддерживать более
высокую скорость, чтобы не отставать. Так что старайтесь держаться
поближе к лидеру.
И ни в коем случае не питайте иллюзий, что можете
ехать с кем-то вровень, поддерживая его скорость и повторяя его
траекторию. Вы ведете собственный мотоцикл, так что должны
самостоятельно выбирать траекторию для лучшего сцепления с дорогой,
отслеживать возможные неровности полотна и управляться со своими
тормозами и газом.
Гудроновые змеи
Гудрон более скользкий, чем асфальт
Вы
едете на мотофестиваль, проходящий в другом штате. Вам не часто удается
выбраться в долгое путешествие, поэтому вы наслаждаетесь поездкой.
Дорога довольно старая, но повороты на ней простые, погода теплая и
сухая, и вы увеличиваете скорость. Вдруг вы видите какие-то странные
темные линии на дороге. Видимо, ремонтники залили гудроном трещины в
асфальте.
Когда вы входите в очередной правый поворот, заднее колесо
внезапно соскальзывает. Прежде чем вы успеваете среагировать, мотоцикл
падает, и вас выносит на встречную полосу. К счастью, встречная машина
успевает затормозить и не наехать на вас.
Многие не отдают себе
отчет, насколько скользким может быть гудрон, особенно если он свежий.
Старайтесь не наезжать на него, особенно в поворотах. В описанной
ситуации это невозможно, поскольку залитые трещины пересекают всю
дорогу. Вам следовало снизить скорость и не сильно наклонять мотоцикл,
как будто вы едете по мокрой дороге или по песку.
Поворот приезжего
Держитесь как можно дальше от запутавшихся водителей
Вы
приближаетесь к оживленному перекрестку с карманом для поворота налево.
Перед вами едет машина с номерами другого штата. Водитель крутит
головой во все стороны, наверное, он заблудился. Вы облегченно
вздыхаете, когда он перестраивается в карман для поворота налево.
Светофор загорелся зеленым и вы прибавляете газу.
И тут этот водитель
решает ехать прямо и выезжает прямо через сплошную линию разметки на
вас. Вам с трудом удается уклониться от столкновения, прижавшись к
машине на правой полосе. Еще более трудно удержаться от незаконных
действий по отношению к гостю вашего штата.
В данной ситуации у
вас было право проезда, но тем не менее вы чуть не попали в аварию. Как
только вы поняли, что водитель в машине рядом с вами заблудился, вам
следовало держаться от него подальше. Вы могли сменить полосу,
пропустить его подальше вперед, или обогнать его до перекрестка. В вашем
случае водитель мог просто вас не видеть, или решить, что вы его уже
обогнали. Так или иначе, никогда не ускоряйтесь при проезде перекрестка.
Дорожный триал
В промышленной зоне на дорогах много мусора
Вы
едете на встречу с друзьями и уже опаздываете. А тут еще этот грузовик,
что плетется перед вами на 40 милях в час, закрывая всю полосу. Ну все,
с вас хватит. Вы смещаетесь к осевой, проверяете встречную полосу,
включаете поворотник и идете на обгон.
Вдруг сбоку из ворот начинает
выруливать фургон. Вы оттормаживаетесь и возвращаетесь на свою полосу,
держась поближе к грузовику, чтобы не упустить следующую возможность для
обгона. Через секунду грузовик резко виляет вправо. Оказывается, на
дороге валяется бревно, оно уже прямо перед вами. Сделать что-либо вы не
успеваете. Удар почти вырывает руль у вас из рук. Вам удается удержать
байк и остановиться на обочине. Обе шины спущены и обода искорежены.
Как
бы сильно вы не опаздывали, никогда не забывайте смотреть на дорогу.
Особенно если вы едете по промзоне, где может валяться что угодно.
Сократив дистанцию, вы сильно ограничили себе видимость и лишились
возможности предпринять какие-то действия в случае опасности.
Держаться
нужно на таком расстоянии, которое вы с текущей скоростью можете
проехать не быстрее двух секунд. Но если вы едете за большим грузовиком
или автобусом, который закрывает полнеба, держите четырехсекундную
дистанцию.
Летающие покрышки
Опасайтесь кусков шин
Воскресный
день вы решили провести на мотогонках. Кофры набиты газировкой и
чипсами, не забыт также раскладной стульчик и сандалии – не разгуливать
же весь день в мотоботах. По дороге ваши мысли крутятся вокруг
достижений знаменитых гонщиков, и вы невольно увеличиваете скорость.
В
пути вам постоянно попадаются грузовики, их что-то слишком много для
воскресного дня. Зная, что у них огромная слепая зона, вы стараетесь не
ехать рядом. Но вот один из них пошел на обгон и встроился прямо перед
вами. Внезапно вы почувствовали запах горелой резины и услышали хлопок –
одно из колес грузовика лопнуло.
Вы уже решили перестроится от него
подальше, как тут от грузовика что-то оторвалось и полетело прямо на
вас. Вы попытались уклониться, но оно ударилось в облицовку байка, потом
в вас и исчезло позади. С трудом удержав равновесие, вы остановились на
обочине. Облицовка разбита, правый кофр отвалился, вещи из него
рассыпаны среди несущихся машин. Пройдя немного назад, вы нашли причину
аварии – оторвавшийся кусок шины грузовика.
Очень опасно ехать за
грузовиком, но иногда это неизбежно. В вашем случае вы могли заметить
медленную машину перед ним, догадаться, что он пойдет на обгон и заранее
перестроится. Но если грузовик все же оказался рядом с вами, немедленно
увеличивайте дистанцию. На скоростных магистралях шины грузовиков часто
перегреваются и разрушаются. Даже небольшого куска покрышки хватит,
чтобы уронить мотоцикл или поранить его водителя. Если вы чувствуете
запах или слышите хлопок шины – немедленно предпримите превентивные
действия.
Касания в поворотах
Почему байк высекает в повороте искры
Чаще
вы путешествуете на своем турере по автомагистралям, но иногда
съезжаете и на второстепенные дороги, чтобы полюбоваться открывающимися с
них видами. Сегодня вы едете по такой дороге в компании, и ваши друзья
едут гораздо быстрее, чем вы.
Ваш мотоцикл ничуть не хуже, но вы
отстаете все больше и больше. Вы не можете проходить повороты так
быстро, как они, поэтому вы сильнее ускоряетесь на прямых и позже
тормозите, но все равно не можете их догнать.
И вот вы входите в
очередной крутой поворот быстрее, чем нужно. Вам нажимаете на задний
тормоз, несмотря на наклон мотоцикла. В этот момент раздается скрежет и
мотоцикл отрывает шины от дороги. Чтобы не упасть, вы отпускаете тормоз и
проходите поворот по более широкой траектории, захватив встречную
полосу.
В описанной ситуации часть вины может лежать на байке.
Если он нагружен, следует увеличить давление в шинах и поджать пружины
подвески, чтобы она могла работать в середине своего диапазона. Кроме
того, аксессуары, вроде кофров или защитных дуг, следует выбирать так,
чтобы они не уменьшали возможный угол наклона.
На любом мотоцикле
будет проще угнаться за товарищами, если правильно проходить повороты.
Перед поворотом прижмитесь к осевой, чтобы зайти пошире. Тогда вам
потребуется наклонять мотоцикл на меньший угол, а значит сцепление с
дорогой будет больше. Оттормаживайтесь до того, как начнете наклонять
байк. Скорость входа должна быть такой, чтобы вы могли потихоньку
добавлять газ на всем протяжении поворота. Это позволит вам максимально
увеличить сцепление шин с дорогой и стабилизировать клиренс наклоненого
мотоцикла.
Скользкая ситуация
Следите за покрытием – нет ли песка и гравия
Сегодня
прекрасный день, и вы отправляетесь покататься по второстепенным
дорогам. Вы знаете, что на таких дорогах знаки попадаются не часто, а
местные водители в основном не обращают на них внимания. Поэтому,
завидев перед перекрестком «Стоп», вы решили полностью остановиться и
как следует осмотреться.
Но стоило вам нажать на рычаг тормоза, как
переднее колесо соскользнуло и байк рухнул, как подкошенный. Вы даже не
успели сообразить, что случилось. И только потом вы поняли, что
перекресток засыпан слоем гравия.
Смотрите не только на знаки, но
и на дорогу. Если разметку плохо видно, это не обязательно значит, что
она старая – возможно, дорога присыпана песком. Изменение цвета или
текстуры поверхности скорее всего означает и изменение ее сцепных
свойств. Если вы видите, что дорога присыпана гравием или песком,
тормозите раньше и аккуратнее. Постарайтесь проложить траекторию по
колее, которую накатали машины. При торможении на скользкой поверхности
сначала выжмите сцепление и пользуйтесь одновременно передним и задним
тормозами.
Срезанный поворот
Берегитесь тех, кто срезает углы
Вы
возвращаетесь домой из мотомагазина. Движение, как всегда по субботам,
очень плотное. Ваш маршрут включает в себя левый поворот, который вы
обычно совершаете на ближайшей улице. Но сегодня вам страшновато стоять
посреди перекрестка в ожидании возможности повернуть, ведь какой-нибудь
невнимательный водитель вполне может вас задеть. Вы решаете проехать
чуть дальше и повернуть там, где левый поворот регулируется светофором.
Доехав
до нужного перекрестка, вы увидели впереди белый пикап, водитель
которого, похоже, заблудился. Вы приняли левее, чтобы оставить ему
больше места, если он вдруг метнется в вашу сторону, и покатились
стоп-линии, следя краем глаза за пикапом. Но не успели вы до нее
доехать, как справа выскочила машина, которая поворачивала прямо через
вашу полосу. Скорость была невысокой, вам удалось остановиться, но вы
рассержены на водителя, срезавшего угол.
Вы мудро поступили,
проехав пару лишних кварталов ради более безопасного поворота, и
правильно делали, что следили за заблудившимся пикапом. Но вам нужно
научиться видеть всю дорожную ситуацию целиком. Тогда вы сможете
предсказать многие возможные опасности, вроде машин, поворачивающих
налево с пересекаемой дороги. Многие водители срезают углы разметки на
перекрестках, поэтому лучше останавливаться не на самой стоп-линии, а
чуть позади.
Падение на рельсах
Будьте внимательны на улицах, по которым ходят трамваи
Вы
не спеша едете по улице в поисках места, где можно перекусить. Движения
почти нет, даже пешеходы куда-то подевались. Посреди улицы проложены
трамвайные пути, плавно изгибающиеся на перекрестке, но вы не обращаете
на них внимания, ведь самих трамваев не видно.
Увидев знак «Стоп», вы
нажали на тормоз, и переднее колесо заскользило в сторону. Вы
немедленно отпустили рычаг и попытались рулем спасти положение –
безуспешно. Байк упал прямо посреди улицы.
Опасность трамвайных
рельсов не в трамваях, которые по ним ходят, а в том, что они всегда
очень скользкие и проходят вдоль вашей траектории. Никогда не тормозите,
если хоть одно ваше колесо наехало на рельсу. В ситуации, изображенной
на фотографии, вы можете принять вправо и остановиться на знаке, а потом
пересечь рельсы под более тупым углом. Или же, поскольку эта улица с
односторонним движением, аккуратно пересечь рельсы задолго до
перекрестка и остановиться слева от них.
Помните, что сохранение
равновесия возможно только если переднее колесо имеет сцепление с
дорогой. При торможении на скользкой поверхности оно моментально
заблокируется и соскользнет в сторону. Рулением вы не поможете,
поскольку колесо не имеет сцепления с дорогой.
Левый поворот
Немного паранойи никогда не помешает
Вы
едете по широкой оживленной улице в большой торговый центр. Чтобы
заехать на стоянку, вам нужно повернуть налево. Вы перестраиваетесь в
карман и переключаетесь на пониженную передачу. Одновременно вы смотрите
на встречных – их нет. Вы смотрите на въезд на стоянку, на предмет
пересекающих его пешеходов – их тоже нет. Только на выезде стоит пикап и
мигает левым поворотником. Вы смотрите на женщину за рулем, она смотрит
на вас. Все в порядке, она вас видит и пропускает.
Но в тот момент,
когда вы наклонили байк и стали поворачивать, пикап неожиданно
выскакивает прямо перед вами и уносится прочь. Вы успеваете нажать на
тормоза и избежать столкновения. Несмотря на все предосторожности, вы
чуть было не попали в аварию.
Чтобы обезопасить себя от подобных
ситуаций, нужно научиться предсказывать действия других водителей. Не
надо смотреть на водителя, чтобы понять, видит он вас или нет. Лучше
смотрите на колеса, чтобы уловить начало движения. Если вам что-то не
нравится, лучше сразу чуть придавить передний тормоз. В таком случае,
если придется экстренно тормозить, вам будет легче сохранить контроль
над байком даже в повороте.
Мокрые кирпичи
Кирпичи становятся очень скользкими, если на них попадает вода
Вы
едете по старой части города после небольшого дождя. Обочины заставлены
припаркованными машинами, которые могут тронуться в любой момент.
Кто-то может повернуть налево прямо через вашу полосу. Вы знаете, что
мокрая дорога очень опасна. Поэтому вы предельно внимательны и держите
дистанцию побольше. Но когда мощеная улица начинает плавно изгибаться
влево, переднее колесо начинает мотать из стороны в сторону. Вы
инстинктивно закрываете газ и пытаетесь направить мотоцикл в поворот, но
он заваливается на левый бок.
На мокрой дороге стоит быть
особенно внимательным к покрытию, не забывая, конечно, и о прочих
опасностях, вроде припаркованных машин. Мощеные улицы неплохо держат в
сухом состоянии, но стоит пролиться небольшому дождю, как они
превращаются в каток. Мельчайшие частицы глиняной пыли, выбитые шинами,
смешиваются с водой и образуют скользкую пленку. Особенно опасны такие
улицы в начале дождя.
В описанной ситуации вам следовало заметить
мощеный участок заранее и постараться проехать его так, чтобы сцепление
колес с дорогой было максимальным. Не закрывайте газ, это то же самое,
что нажать на задний тормоз, а торможение только увеличивает вероятность
потери сцепления с дорогой. Лучше притормозите перед поворотом,
старайтесь не сильно наклонять байк, держите ровный газ и все будет
хорошо.
Белый бордюр
Относитесь к разметке, как к бордюрам
Наступил
вечер, и вы решили прокатиться. Вы проверили на мотоцикле все лампочки и
надели куртку со светоотражающими вставками, чтобы быть заметнее в
темноте. При выезде на автостраду вы разогнались по специальной полосе,
включили поворотник, огляделись и начали перестраиваться.
В этот
момент руль вырывался у вас из рук. Вы попытались удержать байк, но он
упал и заскользил на боку, высекая искры. К счастью, другие водители
заметили вас и смогли остановиться.
Иногда разгонные полосы
отделяются от остальных невысоким бордюром, поверх которого нарисована
разметка. Перестраивайтесь там, где сплошная линия становится
прерывистой, там бордюра точно нет. Будьте предельно внимательны при
пересечении любой сплошной линии разметки. Даже если она чуть-чуть
приподнята над дорогой, переднее колесо может попасть в ловушку. В такой
ситуации контрруление невозможно, а значит равновесие удержать не
получится.
Вобблинг
В чем проблема – в вас или в мотоцикле?
Два
года назад вы приобрели подержанный байк и начали кататься. Поначалу
все было хорошо, но теперь, когда вы почувствовали себя поувереннее и
стали ездить более агрессивно, начались проблемы. В середине быстрых
поворотов мотоцикл не держит траекторию и постоянно хочеть то увеличить
угол наклона, то распрямиться. В чем тут дело?
Никогда не
пренебрегайте любыми странностями в поведении мотоцикла, старайтесь
выяснить, в чем причина. В данном случае проблема может заключаться в
изношенных подшипниках заднего маятника, в старых пружинах подвески или в
неправильном давлении в шинах.
Однако, дело может быть и в ваших
собственных навыках. Обратите внимание, как вы используете газ в
поворотах. Если вы в наклоне закрываете газ или используете задний
тормоз, вобблинг обязательно начнется, как только вы станете добавлять
газ. Правильная тактика прохождения поворотов заключается в следующем.
Замедляться до скорости входа нужно до того, как вы наклонили байк. В
наклоне же следует плавно и непрерывно добавлять газ. Тогда работа
подвески стабилизируется, байк станет более устойчивым и вам будет легче
удержать траекторию.
Боковой ветер
Контрруление – единственный способ справиться с порывами ветра
Вы
так давно не катались, что решили выехать несмотря на прогнозы
синоптиков, сулящие порывистый ветер. Вы проверили уровень масла,
давление в шинах и облачились в дождевой комбинезон.
В городе вы
ехали предельно внимательно, стараясь не попадать в мертвые зоны,
отслеживая лужи масла и тех, кто поворачивает налево через вашу полосу.
Вы ведь выехали покататься, а не заполнять полицейские формуляры.
Когда
вы въехали на длинный и высокий мост, налетевший справа порыв ветра
передвинул байк к осевой. Вы попытались наклониться, переместив вес
своего тела, но не смогли сделать это достаточно быстро, и вас вынесло
на встречную полосу. К счастью, водитель на ней смог отвернуть от
лобового столкновения. Ветер стих, вы смогли вернуться обратно и
перевести дух.
Контрруление – единственный способ справится с
неожиданным порывом ветра. Никакое перемещение веса тела тут не поможет.
Вам следовало сильно толкнуть от себя правую рукоятку руля, тогда байк
наклонился бы вправо. Как только ветер стих, нужно было толкнуть левую
рукоятку, чтобы поставить мотоцикл вертикально. Обязательно тренируйте
контрруление, тогда вы сможете в любой опасной ситуации быстро наклонить
байк.
Деревянный мост
Мокрое дерево всегда очень скользкое
Вы
едете по сельской дороге, рядом с которой проходит железная дорога.
Иногда они пересекаются, тогда ваша дорога либо ныряет под рельсы, либо
ведет на эстакады, мощеные деревом. Начинается дождь и вы решаете
вернуться домой.
Въехав на очередную деревянную эстакаду, вы видите,
что она слегка изгибается, но этот поворот ничуть не сложнее всех тех,
что вы уже прошли сегодня. Однако в середине эстакады байк начинает
переставлять. Усилием воли вы заставляете себя держать ровный газ и не
трогать тормоза. Вы плавно выпрямляете мотоцикл и аккуратно проезжаете
эстакаду. К следующему такому мосту вы относитесь более уважительно
Любое
скользкое покрытие требует осторожности. А поскольку мокрое дерево
скользкое как лед, осторожность должна быть максимальной. Проезжающие
машины выбивают мельчайшие волокна древесины, которые, смешиваясь с
дождем, образуют скользкую субстанцию. Ее может смыть только проливной
дождь. Будьте особенно осторожны в самом начале дождя и по утрам, когда
на мосту может лежать роса.
Строительные неприятности
Участок дорожных работ требует специальной тактики
Оказывается,
ездить на работу на мотоцикле гораздо приятнее и быстрее, чем на
машине. Конечно, по утрам половина водителей ведут свои машины в
полудреме, а остальные несутся сломя голову, чтобы не опоздать на
работу. Но вы научились держаться подальше от одних, и уступать дорогу
другим. А еще вы всегда внимательно следите за состоянием покрытия
впереди и надеваете полную защиту.
Сегодня утром, подъезжая к
сложному перекрестку, вы увидели, что на нем идут дорожные работы и
полотно присыпано гравием. Кроме того, навстречу едет машина, которая
вполне может повернуть налево. Поэтому вы закрыли газ, переключились на
пониженную передачу, придавили передний тормоз и приготовились к полной
остановке до начала гравийного участка. Однако машина проехала прямо, и
вы снова добавили газу.
И тут заднее колесо начало мотать из стороны в
сторону. Ваш инстинкт самосохранения чуть было не заставил вас закрыть
газ и нажать на задний тормоз, но ежедневные поездки научили вас не
делать резких движений в случае потери сцепления с дорогой. Вы плавно
закрыли газ и байк стабилизировался. Оказывается, вы стали разгоняться,
когда байк проезжал металлический лист, которым строители прикрыли
участок снятого асфальта.
Такие листы могут быть скользкими из-за
пролитого на них масла, а по утрам еще и из-за выпавшей росы. Какой бы
сложной не была дорожная ситуация, всегда проезжайте их с повышенной
осторожностью. Переключитесь на пониженную передачу и держите ровный
газ, пока не съедете на асфальт.
Дорожная стратегия ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2
Дэвид Л. Хафф, перевод: Frank (Serguei Tcherkassov), по материалам Motorcycle Consumer News