Если что, я таки давно уже слыхал за это кино, но шота мине было стремно его смотреть, ибо как я ужо писал в обзоре фильма «Одесса», часто-густо творцы, прикрываясь одесским антуражем снимают какую-то шляпу, которую потом втюхивают терпилам, разводя базар, шо энта шыдевр.
Но тут на Тупи4ке вышел разбор первой серии данного сериала, а я эти самые разборы, таки, смотрю, но, шобы мои возражения были аргументированы, я решил потратить свое личное время, и кину, таки, глянуть.
Шо хочется сказать попервах – время свое я потратил не зря, даже с учетом откровенных косяков, сериал снят добротно, и вполне на уровне, чтобы заинтересовать массового зрителя. Даже у нас, где его уже запретили.
Сериал во многом скроен по уже признанному шедевру «Место встречи изменить нельзя», и это видно во многих кадрах, впрочем, и другие фильмы советской эпохи авторы явно смотрели с удовольствием, и не могли пройти мимо увиденного когда-то. И это, на самом деле, плюс, потому что не все, что сейчас выдумывают с чистого листа можно смотреть, а вот старая школа, почти никогда не подводит.
Но если смотреть глубже, мне, как человеку, знающему за Одессу не понаслышке, колит глаз то, на что рядовой зритель и внимания не обратит. Особенно тут переборщили с Одесским колоритом.
Самый яркий представитель этого перебарщивания семья соседей Гоцмана – тетя Песя с сыном Эммиком, чисто персонажи анекдотов в натуре.
Не, ну, понятно, смешно, но вы действительно думаете, что именно так выглядит типичная еврейская семья в Одессе?! Это колоритно и смешно смотрелось в шоу Анны Ардовой «Одна за всех», но в этом сериале оно как-то излишне наигранным кажется. Если взять эти эпизоды отдельно, без привязки к фильму – они отличные, и Крючкова, и Семчев, прям, вписались в образ (ну, за исключением того, что Семчев по возрасту несколько не того, для изображения маминой поци), но вот как часть «Ликвидации», лично меня иногда просто вводили в недоумение – зачем?!
И это самые яркие примеры, все остальные не так бросались в глаза, но они были. Та шо там говорить, сам Гоцман, своим витиеватым говором иногда ставил в тупик – да, где-то это смотрелось отлично и в тему, но, например, в общении с Норой употребление словечек, типа, «шо ты кобенишься», я думаю, себе не каждый босяк позволил бы.
В этом плане, мне больше понравился персонаж Маковецкого Фима-Полужид – вот его речь течет тихой речушкой и абсолютно не напрягает. Может именно потому, что у него почти нет резких выражений, все говорится спокойно и не выбивается из общего звукового фона.
Даже Якименко Добронравова со своими эмоциональными высказываниями лучше вписывается в образ одессита, чем доблестный подполковник Гоцман. Понятно, авторы хотели этим показать его крутизну, но, на мой взгляд, перегнули палку.
Опять же с перегибом показан и образ певицы Антонины Царько, подруги Кречетова – да за ее мансы, любой, даже самый спокойный мужик, сорвался бы и применил насилие, потому что даже смотреть со стороны на это было противно, кулаки сами собой начинали чесаться.
И что самое главное, это на фоне вполне адекватных жителей Одессы, тот же вор-авторитет Дядя Ешта, или Старый Грек, общаются вполне нормально, в то время как сотрудники милиции балаганят как бендюжники. Причем так общаются все ключевые сотрудники уголовки – от начальника, до водителя.
Как по мне, странный подход к созданию образа честного милиционера. Также, кроме милиционеров, базарят только самые оторванные уголовники – и больше никто! Даже Чекан с подручными, разговаривают так, словно они окончили царскосельскую гимназию, а не выросли беспризорниками во времена Гражданской войны и разрухи.
Вообще, Чекан показан несколько странно. С одной стороны, по всем данным, он отпетый неуправляемый уголовник одиночка, которому даже немцы не доверяли, с другой – он послушно подчиняется неизвестному Академику, без всяких вопросов выполняя самые бессмысленные поручения, при этом даже свой побег не сумев толком организовать.
Кстати, про немцев. Если кто не в курсе, в Одессе, да и на всем юге Украины, оккупационные войска, в основном, были румынские, и еще долго, в советские времена, если хотели показать, насколько человек был негодный, его называли не «фашистом», а именно «румыном» – это, практически, стало нарицательным понятием, но в фильме, это никак почти не отражено, только Дядя Ёшта, уезжая, выразился, что «при румынах было лучше».
В этом плане самый цельный образ получился у Майора Кречетова. Вот что-что, а у Пореченкова не отнять его харизмы. Я даже не могу припомнить роли, в которую бы Пореченков не вписался. И тут у него тоже сложная роль, быть рядом с эмоциональным и блещущем жаргонизмами Гоцманом, по сути быть в его тени, но при этом, хорошо видным, заметным, и столь же сильным персонажем.
Впрочем, нужно отдать должное авторам сериала, подбор актеров тут шикарный, и почти все выступили как надо. Как по мне, картонную игру показал только фальшивомонетчик Родя – вот он ваще какой-то никакой, ему нет веры даже на фальшивый грош!
Но при всех перечисленных мною минусах. Я не могу отметить, что в целом, сериал смотрится отлично, и во многом это благодаря музыкальной составляющей – что фоновая музыка, что песни, прозвучавшие в сериале, отлично создают атмосферу, где надо сгущая ее, а где надо и разбавляя до чистого солнечного света.
И конечно же, все это играет на чувствах зрителя.
Что там, у самого накатывались слезы на глаза, особенно в эпизодах связанных с Мишкой Карасем – очень трогательная история с ним вышла, просто отличная!
Ну, собственно, подводя итог всему мною тут написанному, хочу сказать, что при всех спорных моментах, сериал определенно заслуживает внимания, и, если вы, как и я до недавнего времени, этот сериал еще не видели, можете смело его смотреть – это время вы точно не потратите зря.
А возвращаясь к разборам сериала Гоблином и Климом Жуковым, сдается мне, сейчас они нароют там массу всякой антисоветчины, и ошибок в работе уголовного розыска. Но так ли это важно для простого зрителя? Думаю, нет! История, показанная в фильме, куда важнее.