После «Песни Кали» таки вернулся к сборнику «Божье око», который я, собственно, читать и собирался. Я не выбирал этот сборник по каким-то критериям, он просто был следующим после «Ад – это космос», и так получилось, что он, как бы показывает противоположную сторону освоения космоса, по крайней мере, в фантастической литературе. И название сборника совсем не случайно – в нем, если можно так сказать, рассматриваются различные варианты божьего начала, в разных проявлениях этого понятия.
На этот раз был всего лишь один рассказ, который я читал ранее – «Рой» Брюса Стерлинга, а он мне зашел еще тогда, когда я его читал впервые в 90-е.
Есть в сборнике рассказы, которые так или иначе отсылают к религиозным течениям современности, только в несколько искаженной форме. Это рассказы «Путь креста и дракона» Джорджа Мартина, «Слепой Минотавр» Майкла Суэнвика, «Флаги на ветру» Уолтера Йон Уильямса.
Но есть и другие рассказы, где религия показана уже не земная, инопланетная, пусть и проявляется она в разных рассказах по разному – «Божье око» Мэри Розенблюм, «Планета шести полюсов» Дэвида Нордли.
Но есть в рассказах и другой подход, где в роли религии выступает научный прогресс, как в рассказах «Робинзон Крузо» Джона Варли, «Возвращение кенгуру Рекса» Дженет Каган, «Дитя миссионера» Морин Ф. Макхью, «Будем гулять и веселиться» Пола Макоули.
Правда, как по мне, есть рассказы несколько выбивающиеся из этого религиозного (или псевдорелигиозного) направления – это тот же «Рой», «Сухая, тихая война» Тони Дэниэла, «Сквозь, горизонт событий» Питера Гамильтона, «Цветущая мандрагора» Джорджа Тернера, «Болтунья» Вернор Виндж и «Почетный гость» Роберта Рида.
В целом, сборник состоит из довольно сильных произведений, и практически ни один рассказ меня не разочаровал, но если честно, читал я его с трудом. Все таки прочитанный накануне роман Дэна Симмонса не отпускал. И мне хотелось вновь окунуться в его творчество, а нацелился я на его довольно свежий роман «Флэшбэк», который вот уже близиться к концу.
|