Я мясоед, и, если честно, не очень понимаю вегетарианцев. Да, бесспорно, из овощей можно приготовить массу вкусных блюд, но разве могут они сравниться с пожаренным на огне шашлыком, отварной домашней курицей или копчеными свиными ребрышками?! И это я говорю о доступных каждому блюдах, не упоминая филе-миньон или утку по-пекински. Да, только от мыслей об этих мясных блюдах слюна выделяется, как у собаки Павлова!
Но я скажу больше, я, как мясоед, люблю практически все, что можно приготовить из туши животного. Тушеная в сметане печень – отлично! Супчик, да с потрошками – наливайте! Няня – а почему бы не попробовать?!
Да, не мясом единым сыт человек! И история использования в пищу внутренних органов уходит корнями в древность, еще к тем временам, когда наши предки не умели разводить огонь, потому что съесть печень было куда проще, чем пережевывать жесткие мышцы.
Примерно тогда же высшие приматы поняли, что и кровь обладает неплохими питательными свойствами, а впоследствии, уже обзаведясь разумом, люди придумали массу всяких блюд из крови, которые во многих странах мира популярны и сейчас.
Да, если кто-то думает, что кровяная колбаса – это изобретение славян, то сразу скажу – нет. Или, если быть точным, нужно сказать, что подобные рецепты появлялись параллельно в разных культурах и у разных народов: у нас – это кровяная колбаса, на Британских островах – черный пудинг, во Франции – буден нуар, в Италии – сангвиначчо, в Германии – блутвюрст.
То есть видно, география данного деликатеса обширна, и первородность определить не просто, хотя есть версия, что первыми запихнули кровь и субпродукты в кишку еще античные греки, и даже Гомер упоминал ее в своей «Одиссее».
Впрочем, не колбасой единой, как говориться. Например, в той же Италии из крови делают десерт сангвиначчо дольче, который подают с печеньем савоярди. Я первый раз увидел этот рецепт в сериале «Ганнибал», и тут же захотелось приготовить его самому. Впрочем, ничего сложного в самой готовке и нет.
Да, если уж на то пошло, вообще-то блюда из крови не столько сложные, сколько маркие, именно поэтому лично мне не хочется с ними возиться.
Помимо десертов, готовят из крови и первые блюда, как например популярный в северных землях Германии шварцзауэр, или блутгемюзе в Вестфалии, а в Словении есть суп годля, у финнов – миккирокка, а у чехов – прделачка. И этот список можно продолжать и дальше.
Но даже для меня кровь в жидком виде так себе блюдо. Да, я пробовал парную кровь из только забитой свиньи. Сказать, что она меня сильно впечатлила, так нет. Перефразируя Стивена Кинга – «У крови вкус крови – ничего особенного». То есть по вкусу она такая же, как и из разрезанного пальца (думаю, каждый свою кровь пробовал в таком случае) только что в большем объеме – обычно что-то около рюмки или стакана.
Но нам больше привычна кровь, все же, в составе кровяной колбасы.
Лично я не приемлю в кровянке никаких круп и готовлю колбасу так, как ее готовили в том селе, где я жил – из крови, отварной головизны, селезенки. Но многие, знаю, добавляют в колбасу манку, рис или гречку. В традиционный черный пудинг, британцы добавляют овсянку, кстати. Я считаю, что это все лишнее, хотя и понимаю, что эти традиции родились не от хорошей жизни – понятно, что крупы в разы дешевле и доступнее, чем даже те мясные продукты, которые обычно используются в колбасах.
Но, справедливости ради, стоит сказать, что я готовил и традиционную украинскую кровянку, и английский черный пудинг.
Впрочем, в селах, часто и не заморачиваются – после забоя свиньи обычно готовят свежину. Там где я жил обычно вырезался кусок грудины, через который, собственно кровь и вычерпывали, так же на сковородку шли обрезки краев, селезенка и сгустки крови. Все это обжаривалось с большим количеством лука и подавалось на стол, под соленые бочковые огурчики и самогонку.
Вот описываю сейчас все это, а у самого слюны полный рот, сейчас бы я от такого застолья не отказался.
Да, возможно, кровь не самый эстетичный продукт, если можно так выразиться, но то, что он занимает свое законное место во многих кухнях мира – это неоспоримый факт! Можно с этим соглашаться или спорить, это никак не повлияет на продукт, пусть для кого-то и неприемлемый, но все же заслуживающий внимания, как кулинаров, так и едоков. И никуда нам от этой кровавой истории не уйти.