Эти советы я хочу адресовать тем, кто
только начинает ездить на мотоцикле, хотя некоторым из нас тоже не
мешает освежить в памяти кое-что. Перво-наперво нужно привыкнуть (да-да,
привыкнуть) соблюдать ПДД,. От соблюдения правил зависит 90% Вашей
безопасности как в физическом, так и в юридическом аспектах. Некоторые
водители уверены, что ПДД не являют собой сермяжную правду жизни и
считают, что их не только можно, но и нужно нарушать. Спорить не буду,
но я еще не знаком с ДТП, в котором никто из участников не нарушил
правила.
Перед выездом нужно проверить общее состояние мотоцикла:
давление в шинах, уровень масла, произвести хотя бы беглый осмотр, не
открутилась ли какая-нибудь гайка, не подтекают ли жидкости. Выкатывая
мотоцикл, смотрите под ноги, можете поскользнуться и завалить своего
друга, не дай Бог на себя. То же самое и при остановке: можете наступить
в яму и..бум! Не пренебрегайте элементами защиты в своей экипировке!
Даже такая малость, как перчатки, служат не только для защиты от холода,
но и защищают руки. Достаточно упасть на руки на скорости 5 км/ч, и
кожа с ладоней останется на асфальте. Я уж не говорю о шлеме, причем
шлеме застегнутом. Мало того, что падение головой на дорогу приводит к
печальным последствием, так еще можно поймать глазом муху, навозного
жука, шмеля, камень или даже тополиное семечко, которое в последствии
удаляют в клинике.
При езде на мотоцикле нужно полностью
отключиться от посторонних мыслей и сосредоточиться. Желательно
потренировать периферийное зрение: смотреть прямо перед собой, не крутя
головой, и держать в поле зрения как можно больше участников дорожного
движения. При перестроении или совершении любого другого маневра нужно
обязательно не только посмотреть в зеркала, но крутнуть головой, чтобы
проверить «мертвую зону» (специально для новичков: если страшно и
непонятно, можно ли ехать, например, при выезде направо на перекрестке,
то лучше остановиться). При обгоне или перестроении нужно проверить
сзади не только ту полосу, на которую выезжаешь, но и ту, от которой
удаляешься (т.е. посмотреть и налево и направо), т.к. встречаются перцы,
скачущие через три ряда: только что его не было, бац, и он уже рядом.
Не нужно самому задерживаться в мертвой зоне автомобиля – вас бортанут
не со зла, но кому от этого легче. Приучите себя поглядывать в зеркала
каждые несколько секунд, даже стоя на перекрестке – эта привычка может
когда-нибудь вас спасти. При пересечении закрытых перекрестков, даже
если вы едете на зеленый сигнал светофора, лучше сбавить скорость –
идиотов еще достаточно. Это относится и к старту со светофора – кто-то
может лететь на «красный». При маневрах, приближенных к экстремальным
(например, обгон по узкой дороге с выездом на встречную полосу),
помните, что в самый ненужный момент может чихнуть двигатель,
закончиться бензин, или обгоняемая машина резко вильнет, объезжая яму
или собаку.
Старайтесь сами не создавать помех для окружающих,
соблюдайте рядность и скоростной режим. Если Вы движетесь медленнее
основного потока, то у Вас появляется больше шансов быть «подрезанным».
Следуя за автомобилем, помните, что он может пропустить препятствие
между колес, и соответственно выбирайте свое положение за ним.
Желательно всегда иметь в запасе место для перестроения, т.е. двигаясь в
плотном потоке, лучше держаться за автомобилем так, чтобы можно было
его без особых усилий объехать без торможения. Обращайте внимание, есть
ли на впереди идущей машине зеркала, и видит ли вас ее водитель. Для
этого всегда нужно держать зажженной фару.
За грузовиками лучше
не ездить вообще, если не хотите получить в лоб вылетевшим из-под колес
камнем. При езде в пробке не мчитесь между рядами. Если все стоят, то
Ваша скорость – 10-20 км/ч. Нелишне напомнить, что пальцы всегда должны
быть на рычагах тормоза и сцепления. Не рекомендую выезжать на встречную
или разделительную полосы. На разделительной, кстати, всегда много
песка. Если у Вас есть страх перед определенными ситуациями (прохождение
поворота, экстренное торможение, езда по «гребенке»), то советую
специально тренироваться либо на треке, либо в городе, если позволяет
дорожная ситуация. Например, можно ездить по той же гребенке, раз за
разом увеличивая скорость или проходить один и тот же поворот каждый раз
с большей скоростью. При торможении избегайте резких движений. Резкое
инстинктивное торможение может привести к срыву колеса на юз. Прежде чем
тормозить в экстремальной ситуации, подумайте, а стоит ли это делать
вообще – может, лучше уйти в сторону с наименьшими потерями. Если же
нужно тормозить, то нажмите на рычаг не со всей «дури», а так, чтобы
мотоцикл успел клюнуть носом, а затем додавливайте его, следя за тем,
чтобы не кувыркнуться через переднее колесо. Описанный процесс
происходит в доли секунды, так что не пренебрегайте тренировками по мере
возможности – когда-нибудь это может избавить вас от неприятностей.
Если у вас есть пассажир, то ваш тормозной путь существенно увеличится.
Если
столкновение неизбежно, то нужно быть готовым к «катапультированию».
Всегда лучше падать подальше от мотоцикла, и не надо бояться это делать –
это гораздо безопаснее, чем кувыркаться вместе. Даже если вы видите,
что удара по касательной не избежать, то все равно лучше оттолкнуть
мотоцикл от себя в сторону предполагаемого удара. К этому нужно быть
готовым в любую секунду и не расслабляться. Езда на мотоцикле – не игра в
шашки.
Напоследок: если вы мотоциклист начинающий, не убегайте
от гайцев и не состязайтесь с отморозками, даже если вы думаете, что вы
уже «классно водите». Это аутоэйфория. За рулем будьте внимательны и
спокойны.
Данная статья прислана по электронной почте без указания авторства.
Если Вы являетесь автором статьи – свяжитесь с редакцией и мы устраним этот недостаток.