Часть 2. роман "Сухой лиман"
Итак, роман «Сухой лиман».
Хоть на моей памяти порт в Ильичевске был всегда, ясное дело, что есть у него и начало. Вот роман «Сухой лиман» и рассказывает о его начале.
В образах начальника ЧМП Доброва и начальника будущего порта Варадзе без труда угадываются реальные люди – начальник ЧМП Данченко А. Е. и начальник ИМТП с 1962 по 1969 год Хантадзе В. Х. Я не могу судить насколько они похожи на своих прототипов, но герои получились настоящими, живыми.
А вот Лукшин – прораб стройки, скорее всего образ собирательный, как и образы других героев – водолаза Федора, бригадира копровщиков Валия.
Главным же героем, на мой взгляд, является молодой человек Василий, который попадает на стройку порта, по сути, случайно, и именно его глазами мы видим эту грандиозную и тяжелую социалистическую стройку. Именно Василий ищет ответы на вопросы, которыми обычно и задаются люди в юном возрасте: «Как жить? Зачем это все нужно? Стоит ли надрываться на работе? Может бросить все это? Кто виноват?» и другими подобными.
Да, и Лукшину, и Доброву, и Варадзе уделено немало места в тексте, но они уже люди взрослые, сформировавшиеся, и перед ними не стоит вопрос «Зачем?» их волнуют другие вопросы, например: «Как?», они уже знают свою цель и идут к ней, а Василий только ищет свой путь.
И путь этот, как и у многих в его возрасте отнюдь не прямой, его шатает из одной крайности в другую, он ищет место для себя в жизни, среди людей.
Несмотря на тяжесть работы, он становится членом бригады копровиков, и бригада – это не просто коллектив сотрудников, это, по сути, семья – они вместе работают, живут в одном бараке или в одной каюте на брондвахте, вместе отдыхают, вместе отмечают праздники. Невольно судьбы их переплетаются.
Часто эти связи оставались на всю жизнь – в рабочих коллективах люди дружили, влюблялись (это я сейчас про харассмент, если что), женились, становились кумовьями. Я работал в таком коллективе, кстати, предприятие было старым и тоже участвовало в строительстве порта – Цех ЧГЖБ в Ильичевске. Люди на одном месте работали с выпуска из училища и до пенсии, да и после пенсии тоже. Были семейные пары, друзья, кумовья. Во многом, кстати, это облегчало работу. Меня и сейчас мои бывшие подчиненные зовут в гости на разные праздники.
Вот Василий, притерся в коллективе, где к нему относились не хуже, чем к собственному сыну, стал своим. Конечно, художественное произведение не смогло обойтись и без любовной линии. Она здесь не одна, опять же, рассказывается и о жизни Лукшина, и о жизни Валия, но все равно основная любовная история у Василия. И она даже не одна. И обе не так просты, как это может показаться – страсти, одним словом.
Не буду писать изложение, лучше роман все-таки прочитать, тем более, что он довольно невелик, а вернусь опять к сочинению на тему «Строительство Ильичевского порта в литературе середины 20 века».
Если кто не знает, я работаю в строительстве. Работал в разных местах – и на строительстве высоток, и на производстве, строил и в Ильичевском порту, сам себе, что называется, возвел памятник. Ну, не сам, конечно, а в коллективе.
А рассказываю я это к тому, что лично мне, было интересно читать и про само строительство, про трудности, с которыми столкнулись герои книги, про то как они их преодолевали. А трудностей там было – будь здоров!
Как сейчас выглядит побережье вблизи Ильичевска, ой, пардоньте, Черноморска несложно увидеть и на гугл-картах, но раньше, до конца 50-х, линия берега была несколько другая – Сухой лиман от моря отделяла коса, какая как и сейчас отделяет лиманы от моря в Сергеевке, к примеру, в районе Затоки, да и в других местах.
Но для строительства порта в этой косе нужно было сделать разрыв, судоходный канал, а берега укрепить шпунтов. Вот собственно об этом этапе работы и рассказывается в первой части романа.
Это реальные фотографии со строительства Ильичевского порта, и они смело могут быть иллюстрациями к роману. На последнем фото даже видны и неодушевленные герои романа – копр и компрессор.
Но герои романа не только работают, показан и нехитрый их быт, их досуг. И в этих описаниях без труда угадываются первые улицы и здания будущего города, а пока рабочего поселка Ильичевка.
Отдыхают рабочие в клубе, смотрят там кино, танцуют. Прогуливаются по двум первым улицам, по обрыву над морем. Эти описания прямо греют душу.
Сюжет романа может и бесхитростен, но, тем не менее, увлекательный, цепляет, заставляет переворачивать каждую следующую страницу, чтобы узнать, что случится с героями романа дальше. А там есть повороты, которые не всегда можно предугадать.Перевернув последнюю страницу, я ощутил сожаление, что роман закончился, но там не было слова «Конец», а написано было курсивом «Конец первой книги".
И хорошо, что у меня есть вторая книга – повесть «Порт».
(Продолжение следует)
|