Так хочется рассказать рассказать про следующую интереснейшую марку итальянских мотоциклов, но тема сисек не раскрыта Gilera не будет сколько-либо заметно освещена без самой известной ее классической модели.
Не спорт-прототип выпускаемый единичными экземплярами. Более массовый и близкий к народу. Но активно живший спортивной жизнью.
Одноцилиндровый Gilera Saturno считается одним из красивейших послевоенных европейских мотоциклов.
Модель производилась с 1946 по 1958 год. Выпущено было 6026 шт.
На осенней выставке в Милане в 1938 году было показано очередное семейство мотоциклов Gilera - «Сатурно» (Saturno, 499 см3, 18 л.с.) и «Неттуно» (Nettuno, 247 см3, 11 л.с), для которого Джузеппе Салмаджи (Giuseppe Salmaggi) разработал новый силовой агрегат. Верхнеклапанный двигатель с вертикальным цилиндром и шпилечными пружинами газораспределительного механизма был сблокирован с четырехступенчатой коробкой передач; крутящий момент передавался через шестеренную моторную передачу и сухое сцепление. Конструкция ходовой части оставалась традиционной для «Джилеры»: параллелограммная передняя вилка и маятниковая задняя подвеска с горизонтальными пружинами. Через год эти мотоциклы были представлены также в варианте «Спорт» с форсированными соответственно до 20 л.с. и 13 л.с. моторами.
Первый прототип гоночной версии Saturno, оснащенный 32 мм карбюраторами Dell'Orto, был показан в 1940 году. Гонщик Массимо Мазерини именно на нем выиграл свою первую гонку Targa Florio в Палермо. Частные гонщики сразу распознали потенциал мотоцикла.
Война спутала производственные планы по выпуску Saturno. В 1941 году Gilera выпустил для военных модель Marte (Марс). Это один из самых технически совершенных мотоциклов Второй Мировой Войны.
Сам по себе мотоцикл тоже крайне интересен.
За время войны Gilera выпустило порядка 11000 Marte. Из них 8500 - с коляской.
После поражения в войне запустить производство Saturno завод Gilera смог лишь в 1946 году.
Gilera Saturno Sport 1947г
Задняя подвеска Gilera Saturno была очень необычной. В горизонтальных трубках, интегрированных в раму располагались два набора пружин - на сжатие и на отбой. Это была очень сложная задняя подвеска для того времени. Самый распространенный тип задней подвески в то время был Хардтейл. Т.е. без амортизации.
После запрета наддува в 1946 именно спортивная модификация Saturno стала временной заменой, пока готовился новый 500сс 4-цилиндрвый прототип. Мотоцикл имел передний амортизатор типа girder, мощные тормоза и 35мм карбюратор, с которым двигатель показывал мощность 36 л.с. при 6000 об/мин.
Благодаря выигранным в 1947 и 1948 годах на этом мотоцикле гонки в Сан-Ремо, спортивную модификацию Gilera Saturno стали называть Сан-Ремо.
Gilera Saturno San Remo 1949г
Гражданский Gilera Saturno Sport 1952г.
В 1952 году в Saturno была установлена совершенно новая трубчатая рама и был добавлен задний амортизатор-телескоп. Мощность была доведена до 38 л.с. при 6000 об/мин. Скорость достигала 120 миль/ч (192 км/ч). Эта модификация получила название Piuma (перо).
Последняя модификация Saturno Piuma в 1955 году получила 38 мм карбюраторы Dell'Orto и развивала 42 л.с при 6500 об/мин. С обтекателем скорость достигала 130 миль/ч.
Gilera Saturno Piuma 1956г
Прототип Saturno с двойным распредвалом (DOHC) был не доведен до ума из-за проблем с финансированием и только пару раз участвовал в гонках.
Престарелый Джузеппе Джилера продал свою фирму концерну Piaggio 1969.
В 1988 году Piaggio выпустил дорожно-спортивный мотоцикл с именем Saturno. Но это был уже совсем другой мотоцикл.