Я родился и вырос совсем недалеко от Одессы, в городе-спутнике Ильичевск (теперь Черноморск) и, ясное дело, бывал в Одессе неоднократно, потому что в те же советские времена было вполне нормальным сесть на автобус и поехать в Одессу (как местные всегда говорили: «в город»), чтобы затариться продуктами на «Привозе», или в центре, потому что на улицах Советской Армии и Дерибасовской было два шикарных магазина «Колбасы», на улице Пушкинской мясной магазин, и там же недалеко рыбный магазин, если мне память не изменяет, назывался он «Океан». Но чаще всего хватало одного «Привоза» в рядах и павильонах которого, путем проб и не ошибок, можно было славно позавтракать сочной солоноватой брынзой, копчеными колбасами, квашеной капусткой, жирным творожком. А при желании, все это можно было запить стаканом домашнего вина, которое продавалось в тех же рядах.
Уже в студенческие годы я покупал на «Привозе» вяленую рыбу, чтобы впоследствии, употребить ее в пищу в одной из пивных Молдаванки. Бывал я и в гостях у своих одногрупников на улице Комсомольской (теперь, снова, Старопортофранковской), в тех самых одесских двориках, перед которыми благоговеют все эстеты, не зная, какая непростая жизнь была в этих, по сути, трущобах, где старые, дореволюционные дома уже разваливались под напором времени, а оригинальные архитектурные решения обитателей этих дворов, могут поставить в тупик любого строителя, потому что часто, то, что прицеплено к дому, служит своим хозяевам не благодаря, а вопреки законам физики и здравому смыслу.
Это я к тому, что тот самый одесский колорит, который авторы фильма пытаются показать в фильме, я знаю не понаслышке, а сталкивался с ним вот так прямо, хоть в очередях в магазине, хоть в толкучке одесских базаров, хоть в общении со сверстниками. И, скажу я вам, все несколько не так, как это обычно показывают в кино.
Но кому нужна правда жизни, когда можно сыграть на том самом колорите, и все это воспримут, как чистую монету.
Если вы меня спросите, о чем фильм «Одесса», я толком не смогу объяснить. Потому что тут не про сюжет, а именно за Одессу.
Некий корреспондент газеты «Известия», Борис, привозит на каникулы своего сына к бабке и деду. В Одессу, ясное дело. Он-то должен был задержаться всего на пару дней, а потом должна была приехать жена, а он должен был лететь в командировку в Бонн, но внезапно Одессу закрыли на карантин в связи с эпидемией холеры, и уже (тихо ша!) никто, никуда не летит.
Собственно, фильм – это рассказ про одну, отдельно взятую еврейскую семью, со всем их заботами и невзгодами.
Дед, Григорий Иосифович (Леонид Ярмольник) и бабушка Раиса Ировна (Ирина Розанова) - пытаются изображать старую еврейскую супружескую пару, как по мне, не очень успешно. Почему-то считается, что раз человек еврей, он уже автоматически одессит. Это не так. Но когда это кого останавливало?
Ввиду того, что в городе карантин, все семейство (а помимо Бориса с сыном, тут же живут и две другие дочери с мужьями) оказывается хоть и в открытом, но все равно замкнутом пространстве, а значит начинают всплывать всяческие подробности их личной жизни, о которых до этого никто не знал.
Старшая сестра Лора (как она говорит) работает на трех работах, чтобы обеспечить себя, мужа и дочь. При этом муж, пишет какую-то то ли оперу, то ли пьесу, но, ясное дело, муки творчества никак не завершаться плодотворными родами. А пока он ходит по квартире в майке и семейных трусах, и по нычке прикладывается в погребе к бутыльку с вином.
Другая сестра, Мира, имеет малохольного мужа, связи на стороне и намеренье выехать в Израиль. В связи со всеми этими обстоятельствами они продают свою квартиру, поэтому вынуждены жить здесь же, с родителями и семьей Лоры.
А тут еще приехал зять, Боря. Ему с сыном места в квартире уже не нашлось, и его разместили у соседей, выселив временно их дочь на веранду. Они планировали пожить тут всего пару дней, но в Одессе карантин. И им приходится задержаться. Боря молодой, модный (дают себя знать заграничные командировки), и «временно холостой», обитая под одной крышей с дочкой соседей – пятнадцатилетней Ириной, он, не в силах обуздать гормоны, втягивается в непростые отношения с девочкой.
И, ясное дело, это тоже становится известно общественности, что в свою очередь запускает очередной виток разборок.
Это, собственно, весь сюжет, все остальное – просто подробности, привязанные к этой основе. Хотя, думаю, автор фильма Валерий Тодоровский, хотел показать непростую жизнь евреев в советские времена. Особенно ярко это показано в судьбе Григория Иосифовича, которого когда-то за что-то «взяли». Но потом отпустили, и после этой трагедии, он яро защищает советский строй, чуть ли не отрекаясь от родной дочери, узнав, что она планирует выезд в землю обетованную.
Но, при этом, он в другом разговоре, сообщает, что может пристроить Ирку в пединститут, значит не так уж у него все и плохо в жизни. Да, их жилищные условия оставляют желать лучшего, но, оказывается, у них была хорошая квартира, которую они сменяли на вот это жилище в рядовом одесском дворике и квартиру в Москве для дочери, мужем которой и является Боря.
В общем, фильм не имеет глубокого смысла, как бы его не преподносили авторы, это просто рассказ о семейных дрязгах, на фоне Одессы и карантина. Несмотря на то, что в фильме есть люди, выросшие и жившие при СССР долгие годы, фильм полон всяческих несуразностей, которые вполне могут быть простительны западному фильму, но в фильме российском прям колет глаз.
Впрочем, «Одесса», снятая российскими кинематографистами – это один из последних фильмов хоть как-то отражающий жизнь в советской Одессе, дальше будет еще хуже. А от украинских авторов, боюсь, мы не увидим и этого – запрет русского языка в театре и кино начисто уничтожит одесский колорит, что приведет либо к нишевости продукта, либо, скорее всего, просто к нереальности снять что-то подобное.
Колорит Одессы, и так уже под растерявшийся, с проведением политики украинизации, просто умрет, оставшись только в анекдотах и произведениях Бабеля, Катаева, Смирнова, Жванецкого.