Случились тут внезапные выходные – зима дала дусту, все замело, работы закрыли, и пришлось сидеть дома. Ну, а раз появилось время, решил что-то посмотреть. Новые фильмы совсем как-то не зашли, и решил я пересмотреть «Мглу» - это экранизация повести Стивена Кинга «Туман», если кто не в курсе. Смотрел я ее давненько, да еще и на мониторе, а тут на новом телевизоре, сам бог велел глянуть что-то такое. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что нынешние телевизоры с высоким разрешением делают картинку такой красивой и четкой, что теряется сам дух кинематографичности, нет той ламповости, которая присутствует в кинотеатре, например.
Помню, когда жил в селе, ходил «на кино» в клуб, так там все смотрелось более чем душевно.
Да, так вот, Стивен Кинг «Туман». Эту повесть я прочитал еще в далеком 1989 году, когда ее публиковали в журнале «Вокруг света», и она произвела на меня неизгладимое впечатление, и именно она (хотя я раньше читал несколько рассказов Кинга) сделала из меня фаната этого писателя.
Но в 89-ом, читая вечером на кухне журнал, я с трудом представлял, место, в котором, собственно, все и происходит – тогда нам не знакомо было понятие «супермаркет», и я в своей фантазии представлял какой-то типовой универсам, типа находящейся недалеко «Антарктики». Но хоть, по сути, универсам и супермаркет не так далеки друг от друга, по факту у них есть существенные различия, которые сыграли важную роль в самой повести. Некоторые вещи я, пионер 15 лет от роду, правильно представить просто не мог!
Я давно не перечитывал «Туман», но, думаю, сейчас перед собой картинку нарисовал бы более правильную.
Впрочем, теперь-то картинку мне представлять и не нужно, потому что Дарабонт снял свою экранизацию.
В целом, если не придираться, фильм мне понравился.
Но, в том-то и дело, что есть парочка «если»!
Дарабонт отличный режиссер, а «Туман» - отличная повесть, но, тем не менее, некоторые режиссерские решения мне не понравились.
Сейчас, почему-то, стало модно сюжеты подтягивать к сегодняшнему дню. Как я уже писал, в «Вокруг света» повесть печаталась в 1989 году, значит, написана она была еще раньше. Ясное дело, никаких мобильников тогда и в фантазиях не было – в фильме они есть. Толку от них, правда, нету, его-то и показывают, вроде как, один раз всего, но, по сути, эра мобильной связи должна была более существенно повлиять на сюжет. Зачем было заострять на этом внимание – не понятно.
Ну, и основная претензия, и не только моя, к концовке фильма.
Дальше пойдут спойлеры, так что читать осторожно.
Концовка повести не столь пессимистична. Машина с главным героем и его попутчиками продвигается на юг по просторам США, и им удается и еды добыть, и заправиться, а последнее (если мне память не изменяет) слово в повести: «Надежда». И таки да, остается надежда, что им удастся выбраться из тумана к цивилизации.
Почему эта концовка не понравилась Дарабонту – не понятно, отличный задел на сиквел получился бы. Но режиссер пошел по другому пути.
Я так подозреваю, что есть немало объяснений концовки фильма, я никакие теории не изучал, но после первого просмотра фильма у меня остались очень неприятные ощущения. И это тогда, когда у меня еще не было собственного ребенка, и я не мог полноценно оценить весь трагизм ситуации. Я считал концовку фильма издевательской. И она мне совершенно не понравилось.
Но прошли годы и сейчас, пересмотрев фильм, я вдруг иначе увидел, чем же он закончился, с другого ракурса, что ли. Она, концовка, мне по-прежнему не нравится, но теперь я ее понимаю совсем иначе. Как? Сейчас объясню.
Убийство, само по себе, тяжелое для психики действо, а уж убийство собственного сына – вообще за пределами моего понимания. Не совсем понятно, зачем они это сделали, но то другое. Я говорю о состоянии главного героя. По-моему, все произошедшее просто подвинуло у него кровлю, он просто лишился рассудка, и все что показано на экране после того, когда он покинул салон автомобиля, всего лишь видения его воспаленного разума.
Почему я так считаю? Ну, мне кажется, есть пара намеков. При первом просмотре я не обратил на это внимания, но военные и транспорт едут с той же стороны, откуда приехали и они – этого не могло быть, их бы так быстро не догнали, и опять же, куда они едут, если самое безопасное это местность позади войск – в тылу. Впрочем, сама сцена абсурдна – солдаты в защитных костюмах, а те, кого эвакуируют – без средств защиты. Куда делся туман, опять же? Огнеметы выжигают? Ветер разгоняет? Сам рассеивается? Не понятно. Женщина на грузовике, та самая, которая первая вышла в туман из супермаркета – у нее просто не было шансов добраться до своего дома – а тут она и ее дети живы здоровы. Я так думаю, если внимательно пересмотреть последнюю сцену там много чего такого же можно увидеть.
Так что, либо я прав, либо это откровенная халтура режиссера снятая по принципу – и так сойдет! В это верится с трудом, потому что Дарабонт не из таких, его «Зеленая миля» и «Побег из Шоушенка», снятые по тому же Кингу, выше всяких похвал.
Возможно, в финальной сцене заложен еще какой-то смысл, мною не понятый, но в халатное отношение режиссера к зрителю, верить совершенно не хочется.
В общем, фильм, как по мне, отличный! Очень кинговский! Любителям жанра смотреть в обязательном порядке!