Хоть и с китайскими хардсабами, но я посмотрел вторую часть эпопеи «Блуждающая Земля». Хотя по хронологии – это все же приквел, к вышедшему раньше фильму 2019-го года.
Но, прежде чем я буду говорить о фильме (или о фильмах), я скажу пару слов о литературном первоисточнике. Везде говорится, что фильм снят по роману Лю Цисиня «Блуждающая Земля». Сейчас Лю Цисинь довольно популярный фантаст не только в Китае, но и во всем мире, а прославился он трилогией «Память о прошлом Земли», из которой я прочитал только первый роман «Задача трех тел» (по которому, кстати, сейчас вышел китайский же сериал). Как для меня, европейца, очень сложно привыкнуть к китайским именам, и героев, практически не запоминаешь (к фильму это, кстати, тоже относится), да и само повествование довольно странное, с одной стороны вроде как научная фантастика, а с другой – чуть ли не мистическая фантасмагория. Впрочем, про этот роман я уже писал, кому интересно можете ознакомиться.
А вот роман «Блуждающая Земля» я не читал, так что не могу сказать, насколько фильмы близки к оригиналу. Зато еще в 80-х в серии «Мир приключений» был выпущен сборник «Бегство Земли», а имя сборнику дал романа Френсиса Корсака, и вот в этом романе речь как раз-то велась о том, как человеческая цивилизация. Спасая жизнь на Земле, да и саму планету, устанавливает на ней двигатели и улетает из Солнечной системы к другой, менее опасной звезде.
Ничего не напоминает?
Китайцы, видать, и в литературе не брезгуют плагиатом. Не, ну, понятное дело, Корсак писал о капиталистическом подходе к делу, в то время как у Цисиня, думаю, все подчиняется коммунистической партии и ее бессменным лидерам.
Я не так много читал китайской фантастики (а по сути можно говорить только о романе «Задача трех тел»), но в фильмах дилогии (пока) «Блуждающая Земля» вижу то, что раньше приходилось читать в советской фантастике – созидательная роль коммунистической партии, ее гуманитарная политика, и превосходство социалистического строя над капиталистическим. Впрочем, Голливуд снимает свои фильмы-катастрофы с ровно противоположным посылом, мол, только мир капитала, в целом, и оплот демократии, то бишь США, в частности, способны спасти Землю от катастрофы.
Не могу сказать, что в фильмах так уж унижаются капиталистические державы, но если кто и косячит или психует, то это или американец, или западноевропеец. А вот русские молодцы! Потому что, как известно: «Русский с китайцем – братья навек!»
Собственно, я уже рассказал преамбулу – Солнце доживает свой век и вот-вот должно взорваться, уничтожив все планеты солнечной системы. Ясное дело, на Земле эта новость не вызвала радости, но одновременно стали развиваться две теории по выживанию человечества – одна цифровая, когда всех людей оцифровывают и они продолжают вечную жизнь на серверах (непонятно только, что будет с серверами, когда все сгорит), а вторая физическое спасение всей Земли, путем установки многих тысяч двигателей, которые будут толкать планету к другой звезде, у которой цивилизация получит шанс начать все с начала.
Нельзя сказать, что китайские руководители выступают только за второй вариант – у них тоже ведутся разработки цифрового дублирования личности, но все же спасение всей Земли они считают более перспективным и разумным. И именно Китай доказывает реальность этого плана.
Фильм, как и первая часть, снят отлично – в визуальном плане не к чему прикопаться, картинка сочная, детальная, с массой проработанных мелочей и смотрится очень реалистично. Но, на мой взгляд, китайцы погорячились, решив запихнуть в фильм такое количество событий, что зрителю просто сложно за всем этим следить (не забываем, что большинство героев – китайцы, и мало того, что их имена не запоминаются, так они для нас все на одно лицо).
В первом фильме, кстати, была та же проблема – большое экранное время, в котором уместили массу событий, за которыми тоже было трудно уследить.
Фильм длится что-то около трех часов, и как по мне, его лучше было бы разделить на две, а то и на три части, чтобы, возможно, и героев показать как-то подробнее, и повествование разделить на части – как оно в самом фильме и сделано. А так, судьбы героев, которых показывают с интервалом в 14 лет, не трогают зрителя при всем трагизме их жизни, да и показано все совсем кратко, скомкано, только для того, чтобы зрителю была понятна их мотивация и не более.
А там действительно есть, где развернутся. В фильме есть несколько ключевых героев, истории которых могли бы стать стержнем каждого фильма, чтобы в финале переплестись и это смотрелось гармонично, тем более что такой опыт уже применялся в кинематографе неоднократно, и очень хорошо принимался зрителем (ясное дело, вспоминаем «Властелина колец» и «Хоббита», где одна история была разбита аж на три части каждая). Понятно, что увидеть всю историю за раз тоже хорошо, но только в том случае, когда это идет не в ущерб повествованию. История второго фильма «Блуждающая Земля» охватывает около тридцати лет, и показывать все это за раз, на мой взгляд, не очень правильно.
Впрочем, все события развиваются довольно динамично, заскучать фильм точно не дает. То же можно сказать и про первый фильм, который продолжает тему второй части. И между этими двумя фильмами, думаю, еще парочку поместить можно.
Подводя итог, могу сказать, что китайское кино действительно уже перешло на мировой уровень, и у него явно будет своя ниша в мировом прокате. Китай и раньше снимал хорошие самобытные фильмы, но, в основном, это были полу исторические, полу сказочные фильмы, которые отличались хорошей проработкой сюжета и красивой картинкой, но тем не менее оставались нишевыми, но «Блуждающая земля» - это совсем другой уровень, равный голливудским блокбастерам, и он явно найдет своего зрителя.
Что ж, я рад за китайцев, и теперь буду пристальнее следить за новинками из поднебесной.