Главная » 2021»Декабрь»24 » Документальный фильм «Ген высоты, или как пройти на Эверест»
20:15
Документальный фильм «Ген высоты, или как пройти на Эверест»
«На высоте свыше 8000 метров морали и нравственности не существует»
Валдис Пельш
Как-то, уже и не помню как, мне на глаза попался документальный фильм, снятый при участии Валдиса Пельша (возможно, это целиком его проект, но я в этом не уверен), рассказывающий про экспедицию к южному полюсу. И этот документальный сериал мне понравился, потому полез я на канал Пельша на YouTube и обнаружил там и другие документальные фильмы, которые тут же захотелось посмотреть. И я посмотрел их все, но наибольшее впечатление на меня произвел цикл фильмов «Ген высоты, или как пройти на Эверест».
Как много рядовой человек знает о восхождении на Эверест? Наверное, не много, и знания эти очень поверхностные – нужна экипировка, нужно туда добраться и, собственно, подняться на Эверест. Все так, да не так!
Начать с того, что в принципе, абы кто подняться на Эверест не может. Ну, или не так, наверное, может, но сделать это очень не просто. Во-первых, это страшная волокита с документами, нужно собрать массу разрешений из инстанций разных стран, что совсем не просто, и этим занимаются обычно специально обученные люди. Во-вторых, это дорого. На мой взгляд, неоправданно дорого. Там ценник, если мне память не изменяет, начинается что-то от 5000$. Кроме этого, человек туда должен идти подготовленный, и тут, опять же, на мой взгляд, одной альпинистской подготовки маловато – важны и выносливость, и сила, и психологическая стабильность.
Кроме этого, альпинисты не поднимаются на Эверест самостоятельно, на каждого альпиниста приходится несколько шерпов – это местные жители, которые сопровождением экспедиций на Эверест зарабатывают себе на жизнь. Собственно они-то и делают всю «черную» работу – доставляют тяжести, следят за экипировкой, готовят еду, помогают во время восхождения. И при этом они не альпинисты, они поднимаются в горы просто потому, что они живут в высокогорье, и проще переносят восхождение.
И это еще далеко не все, но углубляться в тонкости подготовки к восхождению я не буду, лучше все-таки посмотреть фильм Пельша. Но больше всего в этом фильме меня поразило другое, о чем я и расскажу ниже.
Я не зря вынес в эпиграф выдернутую из контекста цитату Валдиса Пельша, потому что человеку непосвященному эта фраза вряд ли о чем-то скажет. Да, понятно, альпинизм сам по себе не самое безопасное занятие, и иногда альпинист стоит перед выбором – убить напарника и спастись, или погибнуть вместе, но остаться «человеком». Это когда напарник в связке срывается и повисает без возможности вновь закрепиться на стене. Как раз такой момент показан в мультфильме «Вершина богов», о котором я недавно писал. Да и не только там. По моему, фильм назывался «Вертикальный предел», там тоже эта ситуация показана в самом начале фильма.
То есть, в любом случае, альпинист должен быть… циничным, что ли. Но то, что показали в заключительной серии документального цикла, меня настолько шокировало, что я до сих пор в себя прийти не могу, хотя смотрел я его уже, наверное, с год назад.
Как и говорит Пельш, после восьми тысяч, альпинист, видимо, должен переступить через свое человеческое естество.
Немного отвлекусь. Все знают, что альпинисты иногда гибнут. И чаще всего, мы эту гибель понимаем, как падение с высоты – упал, разбился. Но на самом деле, все несколько не так. Редко когда человек падает с вертикальной стены, и гибнет именно в момент удара о землю. Чаще, альпинист срывается не с вертикальной стены, а хоть и с крутого, но все же наклонного склона, и расстояние вниз он не пролетает, а скатывается по ледяному или каменному склону, и скатывается не десять метров, а сотни, тысячи метров, и в конце этого пути, тело настолько искалечено, что опознать человека, практически, невозможно – часто тело просто не сохраняет целостность, во время падения и удары о камни, теряя голову и конечности. В общем, зрелище не для слабонервных.
А часто тела просто не находят, потому что упасть они могут в места просто недоступные, да и поиск тел дело и сложное, и не из дешевых.
Так же складываются дела и на Эвересте. Склоны горы стали буквально кладбищем. Если смерть настигает альпиниста более-менее не высоко, его труп могут похоронить тут же, на территории одного из лагерей. Вниз тела не спускают – это дорого, цена, опять же, начинается тысяч от пяти долларов.
И так альпинисты в лагерях и располагаются – тут живые, там, чуть дальше, мертвые. Но это в нижних лагерях, а вот в верхних места поменьше, а ровных площадок так и вовсе не много и палатки приходиться ставить на каждой удобной площадке. Даже если эта площадка уже занята погибшим коллегой.
И трупы эти там лежат годами, и останутся там, наверное, навсегда. Напоминая живым покорителям высоты о бренности бытия. А если учесть, что там всегда холодно и нет хищников, тела сохраняются отлично, являя собой страшное напоминание об ошибках человеческих.
Вы спросите меня, почему же они так хорошо сохранились, ведь выше я рассказывал о том, что происходит с телом альпиниста во время падения? Я отвечу. Смерть на Эвересте не всегда является следствием падения. Часто на финишной прямой человека просто оставляют силы, его накрывает апатия и он остается рядом с тропой, по которой вверх и вниз идут люди, но они ему не помогают – он обречен умереть в одиночестве среди людей. Об этом знает каждый, кто идет к вершине – спасать тебя никто не будет. И ты не должен никого спасать! Во время покорения Эвереста ты одиночка не способный ни на жалость, ни на сострадание. Часто, еще живой человек, может сидеть у тропы несколько дней пока не умрет от холода или голода. И очень не многим была оказана помощь, а уж о тех, кто эту помощь оказывает, складывают легенды.
Когда я вот это все слушал и смотрел на то, как люди идя к цели, по сути, теряют все человеческое, невольно задумался: «А стоит ли эта цель вот этого всего? Да, стоит ли любая цель этого?».
Что-то мне кажется, люди несколько потеряли ориентиры. Как можно идти к какой-то эфемерной цели, которая, на самом деле, не дает тебе ничего, кроме осознания личной «победы», но при этом превращаясь в чудовище?
Мне сейчас возразят, мол, мы и в повседневной жизни проходим так же мимо людей нуждающихся в помощи, мимо бомжей, инвалидов, стариков. И я не знаю, что тут сказать. С одной стороны это сравнение неуместно – в первом случае, идя мимо потерявшего силы альпиниста, ты понимаешь, что этот человек здоров, ему нужно просто помочь, и он будет дальше жить, а цена этому – твоя цель, которая и при достижении ее, тебе не даст, по сути, ничего; во втором случае, непосредственная угроза жизни не так очевидна, да и человек в обществе, в любом смысле, менее уязвим, чем беспомощный альпинист на склоне Эвереста.
Да, я понимаю, не все так просто и однозначно, да, это осознанный выбор людей, готовых даже умереть ради восхождения на самую высокую вершину мира, но я не понимаю, как можно потерять человечность ради этого. Не могу понять, хотя думаю об этом уже не один месяц.