Как я уже не раз говорил, в свою
младость русский рок я не слушал. То есть, слышать-то я его слышал,
друзья-товарищи, как раз-то, его слушали, а вот меня как-то не торкало.
Ну, наверное, единственным исключением была «Коррозия
металла», да и то, лишь один их альбом «Орден
Сатаны». Все остальное как-то проходило мимо меня, меня
совершенно не цепляя. Западного металла мне тогда вполне
хватало. Особенно тогда я заслушивался концептуальными альбомами
King Diamond – Abigel,
Them, The Eye… Сначала мало
понимая о чем там речь, а потом, добыв в Одесском Рок-шопе переводы, уже
с осознанием. Идея связанных одной темой песен в альбоме мне тогда
очень нравилась.
«Король и
Шут»
Прошли годы. Однажды, мой кореш
заикнулся о том, что услышал прикольную группу – «Король и
Шут». «Что за бредовое название», – подумал я тогда,
но послушав один из их альбомов (кореш ставил кассету в машине)
проникся. Не сразу, но тем не менее. Да, к музыке было много претензий,
но тексты! Тексты мне определенно нравились, в основной своей массе –
эдакие короткие рассказы, то ли ужастики, то ли мистика, то ли пародия.
Одно время такая тематика была у «Сектора газа», но
лишь эпизодически. Вот с того времени я и пересел на русский
рок, и теперь слушаю его, практически, весь, ну, за очень редким
исключением. Но при этом всем «Король и Шут»
осталась одной из самых любимых моих
групп.
Удачным, видимо, оказался тандем
Горшка (Михаила Горшенева) и
Князя (Андрея
Князева). Но, казавшийся вечным, дуэт лидеров группы
дал трещину. Первой ласточкой стали выпущенные сольные альбомы –
«Любовь негодяя» Князя и
«Я алкоголик, я анархист» Горшка.
Но тогда о развале группы речи не было, объяснили свое поведение
Горшок и Князь очень просто –
накопились идеи, которые не вписывались в формат группы, поэтому каждый
выпустил свое отдельно. Но уже тогда стало понятно, что манера
и стиль исполнения у ребят разные. Собственно, даже слушая альбомы
«Короля и Шута» можно примерно прикинуть, где чье
влияние сильнее. Более лирические вещи – скорее всего,
Князя, агрессивные –
Горшка. Так или иначе, но в 2011 году
Князь покинул проект «Король и
Шут», организовав свою группу «КняZz»,
творчество которой мне определенно нравиться, но речь сейчас пойдет не о
нем. Одной из причин, на мой взгляд, ухода
Князя из группы было увлечение
Горшка идеей создания концептуального альбома.
Впрочем, почему идеей, к тому времени работа над ним уже
шла.
«Суини Тодд, демон-парикмахер с
Флит-стрит»
В 2011 году группа «Король и Шут» уже,
практически, без участия Князя, приступила к
реализации проекта Горшка
"TODD". В основу зонг-оперы (именно так
Горшок позиционировал свое детище) лег мюзикл
«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Было
много постановок этого мюзикла и в Нью-Йорке, на Бродвее, и в Лондоне.
Также был и снят фильм-мюзикл с Джонни Деппом в главной
роли. Сюжет мюзиклов довольно прост: жил был Суини Тодд, были у
него жена Бетти и дочка Элизабет. Тодд был цирюльником, и жил себе в
городе Лондоне счастливо, чего и другим желал. Но, пересеклась его
судьба с с местным судьей Тёрпином. Судья был очарован женой Тодда и
задумал избавиться от супруга, сфабриковал дело и отправил Суини Тодда
на каторгу, а сам, избавившись от соперника, стал подкатывать к его
жене. Бетти, то ли понял что к чему, то ли просто не вынесла такого
поворота событий, но, так или иначе, покончила с собой, бросившись в
мутные и грязные воды Темзы. А оболганный цирюльник тоже
страдал, и спустя 15 лет бежал с каторги и вернулся в
Лондон. Но ни жены, ни дочки он уже не нашел, а в его доме
поселился мясник с племянницей. Жизнь на каторге, видать, здорово
потрепала Тодда, и он, никем не узнанный вновь берется за старое ремесло
– стрижет и бреет. И желает только одного – отомстить судье, который
упек его на каторгу. Собственно мюзикл, практически весь, это
осуществление мести Суини Тодда и его помощницы Ловетт, племянницы
мясника. Все пересказывать не буду, кому интересно, те сами
посмотрят кино или мюзикл, если вдруг кто еще не смотрел.
Кстати, лично я кино осилил с большим трудом. Одна из причин –
не люблю мюзиклы, другая, говеный перевод, а ввиду того, что смотрел я его в Николаевке с ноута,
лучший перевод взять было негде. А основой для оригинального
мюзикла была серия рассказов «Жемчужная нить»,
изданных еще в середине XIX века. Сюжет, правда, несколько отличается от
того, что был изображен в мюзиклах. Жил, давным-давно в
Лондоне брадобрей Суини Тодд. И очень он любил свою профессию и не очень
любил людей. И иногда любил подшутить над своими клиентами – кресло у
него было с секретом, при нажатии на педаль оно опрокидывало посетителя в
подвал, где тот, при падении ломал себе шею, а если этого не случалось,
то Суини Тодд завершал шутку точным движением бритвы. Потом его
подельница, кулинарка Ловетт перетаскивала труп по подземному ходу в
свою пекарню, и готовила вкусные мясные пироги. Вот такая вот
милая история, чем-то похожа на одну городскую
легенду.
«TODD»
Горшок взял за основу лирическую
версию, то есть ту, которая уже реализована в мюзикле. Но сделать все
решил на свой лад, панковский. Первоначально было выпущено два
аудио-альбома группы «Король и Шут» под общим
названием "TODD”, но имеющие свои названия:
«Праздник крови» и «На
краю». В записи альбомов участвовали не только
музыканты группы, но и приглашенные. В Акте 1:
«Праздник крови» арии Ловетт исполняет –
Юлия Коган (группа «Ленинград»),
арии Судьи и Священника – Константин Кинчев (группа
«Алиса»), арии Мясника – Билли
Новик (группа «Billy’s Bend»). В
Акте 2: «На грани» арии Ловетт и Элизабет исполняет – Лена
Тэ (группа "Лена
Тэ"), арии Судьи – Илья Черт
(группа «Пилот»). В обоих альбомах арии
Тодда исполняет Горшенев (группа «Король и
Шут»), а текст рассказчика читает Вениамин
Смехов. Ждал ли я этих альбомов? Ну, наверное, хотя и
с некоторой опаской. А послушав, понял, что опасался не зря. В
пору моего увлечения King Diamond, и счастливого
неведения о том, о чем они там поют, я
спокойно слушал песни и по одиночке, хотя, конечно, чаще всем альбомом,
кассета, она ж все таки не лазерный диск, и выборочно слушать было
проблематично, да и не нужно мне этого было, мне все подряд нравилось. А
вот когда я прочитал их тексты, слушать по-отдельности и вовсе как-то
расхотелось, уже именно в концептуальности цинус и виделся. Та
же история и с «TODD». Это полноценная история, все
песни связаны между собой и выстроены именно в том порядке, в котором
слушаться и должны, да и текст рассказчика, их связывает. То есть просто
бухать пиво под эти альбомы как-то не комильфо. Оба Акта это чисто для
вслушаться, фоном ставить их бессмысленно. И добавлять их в общий
плей-лист тоже как-то неудобно, слушаешь музон, а как раз на них и
спотыкаешься. Горшок, конечно молодец,
глыбу такую взгромоздил, но… он ушел от своего слушателя. Где отвязные
концерты, где отрыв башки??? Его слушали подростки, пойдут они в
театр на оперу? Вспоминая контингент на концертах «Короля и
Шута», сильно в этом сомневаюсь. А интересна эта
опера людям взрослым, которые «Короля и Шута» не
воспринимают в принципе? Тоже вряд ли. Вот и получается, что
все это сделано для себя любимого и не пойми для какой категории
зрителей. Но о театральной постановке я расскажу
отдельно.
Зонг-опера ужасов
«TODD»
Этой осенью зонг-опера
«TODD» увидела свет и на театральных
подмостках. Проект получился не из дешевых, слышал, что на все
про все ушло под полтора миллионов долларов, охотно в это верю. Более
того, в связи со всем этим – сложность постановки и дорогие декорации
вряд ли позволят показать спектакль где-то еще помимо Москвы, что опять
же играет не на руку группе. Хотя, черт его знает, может оно себя как-то
оправдывает. Мне сложно об этом судить, но боюсь, старый добрый
«Король и Шут» канул в лету. Хотелось бы
ошибаться. Как и в аудио-альбоме, главную роль, роль Сунин
Тодда исполняет Горшок, роль Ловетт – Елена
Резниченко, роль Мясника – Никита Селедцов,
роль Судьи – Илья Ковалев, роль Священника –
Андрей Красноусов, Элизабет – Валерия
Морарь, рассказчики – Ирина Епифанова и
Александр Леонтьев. Появились и новые
персонажи: Смерть – Агния Дегтярева, Франты –
Олег Малышев и Евгений
Петиш.
В живую, конечно, я этого действа не
видал, но нарезку пиратского видео надыбал, ею и
делюсь. Пошел бы я на этот спектакль. Один раз – да! Но это
скорее была бы дань уважения любимой группе, чем осознанное желание
посмотреть оперу.