Эта повесть Стивена Кинга экранизирована, и фильм мне понравился, но, если мне не изменяет память, концовки там несколько отличаются.
Это малоизвестная повесть Кинга и она не похожа на основное его творчество – это не ужасы, и не мистика. Насколько я помню, «Способный ученик» одна из четырех повестей сборника «Четыре сезона». Весь сборник необычный, но я напишу только о «Способном ученике».
В провинциальном городке жил себе поживал заслуженный пенсионер. И жил бы он себе, свой век доживал, но местный школьник нашел некоторое сходство дедушки и… одного из начальников концентрационного лагеря. Да, дедушка оказался сбежавшим нацистским преступником, умело вписавшимся в тихую американскую жизнь.
Как должен поступить законопослушный американский мальчик? Естественно, доложить в полицию! Но мальчишка оказался не так прост – не зря он изучал документы третьего рейха. Пацана эта тема шипко привлекала. И дедушку он не сдал, а начал шантажировать. Нет, ему не нужны были деньги, ему хотелось услышать об ужасах концентрационных лагерей из первых рук.
Долгие вечера за чашкой чая, заслуженный пенсионер рассказывал молодому американцу во всех подробностях, что делали с людьми нацисты.
Я, если честно, с трудом могу представить себя на его месте. Я, конечно, тоже интересовался историей войн, но конкретно эти страницы истории всегда старался поскорее перелистнуть.
О сюжете повести рассказывать смысла не вижу, кому интересно – прочитает, ну, или кино посмотрит, хотя бы. Но, наверное, с тех самых пор, как прочитал эту книгу в первый раз (а я ее читал не единожды), я задавался вопросом: «Неужели такое развитие событий было бы возможно в реальности?!» Тогда, еще в 90-х, мне казалось это невозможным. А сейчас, когда я уже шестой год смотрю на все происходящее вокруг, я понимаю, насколько Кинг глубже понимает природу людей. Молодежь растет абсолютно не обремененная какими-то моральными скрепами, и им все равно, кто перед ними – пособник нацистов или воин освободитель. Советскому ветерану не нужно оправдывать свои действия, а вот с теми, кто был по другую сторону фронта, всегда нужны какие-то доводы в свою пользу – освобождение родной земли от оккупантов, борьба с коммунизмом, искоренение жидовского засилья. Но суть при этом одна – они были на стороне врага, который безжалостно уничтожал твой народ, и сравнивать это не с чем – миллионы поляков, белорусов, украинцев, русских погибших в концлагерях немое доказательство лживости всех этих оправданий. Повторюсь: МИЛЛИОНЫ!
Освенцим — 4 миллиона узников, Майданек — 1,38 миллиона, Маутхаузен — 122 тысячи, Заксенхаузен — 100 тысяч, Равенсбрюк — 92,7 тысячи, Треблинка — 80 тысяч, Штуттгоф — 80 тысяч. Количество детей до 14 лет в этих лагерях составляло 12-15%.
Проектная мощность уничтожения только концентрационного лагеря Освенцим составила до 30 тысяч человек в день.
Вдумайтесь – 30 тысяч человек в ДЕНЬ! Два-три дня – и мой родной город обезлюдел. С чем это можно сравнить? Ни с чем. И сейчас эти идеи нацизма вновь бурлят в головах моих соотечественников, которые с лозунгом «Украина едина!» призывают «москалiв на ножi». Это дико и страшно.
Так о книге, собственно. Совсем неплохо было бы такие книги включать в школьную программу с подробным разбором, откуда ноги растут. Чтобы дети понимали, что такое нацизм, и к чему это может привести. В свое время, когда я читал эту повесть, я в некоторых моментах был настолько впечатлен, что чувствовал, как у меня волосы шевелятся. Сильное произведение. Рекомендую.
|