Вот и я посмотрел этот, без сомнения, отличный сериал. Да, думаю, кто-то мне возразит, что он, дескать, не историчный, надуманный, нудный, и вообще, первая экранизация была лучше, но лично я считаю, что сериал удался, и со временем я его точно буду пересматривать.
Да, я знаю, о том, что в 80-х эту книгу уже экранизировали, и я тот сериал тоже смотрел, хотя было это давно, и просмотр был для меня сопряжен с некоторыми неудобствами. Но, все же, и тогда мне сериал понравился, в нем был и колорит, и интрига, и глубокий смысл.
Могу согласиться, что тот формат сериала был, наверное, более подходящий для такого объемного произведения, а в новом все несколько скомкано, но, на мой взгляд, они оба хороши по своему.
Я досмотрел сериал до конца, и понимаю, что продолжение, прям, само собой напрашивается, но, насколько я знаю, сериал продолжен не будет, и может быть это даже правильно. Понятное дело, что было б желание напридумывать всего можно еще на 8-10 серий, но надо ли это? Ведь сериал про людей, про их отношения, а тут ключевой персонаж погиб, и без него история получиться странной.
«Сегун» все почему-то сравнивают с «Игрой престолов», мол, такие же интриги и жестокость, но я с этим не соглашусь. «Игра престолов», хоть там все и происходит в фэнтезийном мире, основывается все-таки на западноевропейской культуре, или ближневосточной – она нам так или иначе знакома, а вот со средневековой культурой Японии, мы не так хорошо знакомы в большинстве, и очень многие вещи нас не только удивляют, но и шокируют. И само повествование построено так, что мы на все это смотрим глазами европейца, а значит, взгляды главного героя нам привычны и понятны, а вот действия японцев часто непонятны, нелогичны и даже абсурдны.
Он сам переживает культурный шок, а вместе с ним это же переживают и зрители, что невольно вызывает сопереживание, участие в его судьбе, такого понятного нам, в обществе явно враждебном и опасном.
Еще стоит отметить неторопливый ход событий, что заложено в японской культуре – все размеренно, разграничено, подчинено устоям и обрядом, и главный герой явно выбит этим из колеи, когда ему приходится молча сидеть, когда хочется двигаться, действовать, сражаться. И построенное на этом контрасте повествование постепенно вводит зрителя в этот кажущийся спокойным мир, подчиняя его ритму. Именно так зритель проникается пониманием и уважением к японским героям, к их миру и обычаям, и под конец, это вызывает не столько удивление, сколько уважение.
Пиком всего, на мой взгляд, становится сцена с попыткой Марико Тода покинуть замок наместника – довольно эмоциональный эпизод, я бы сказал, где для достижения своих целей героям приходиться идти против логики, рискуя и своей жизнью, и жизнью окружающих.
На самом деле в сериале очень много говориться именно о самопожертвовании в угоду каким-то высоким целям, причем их поступки совершенно не очевидны, и скорее нелогичны, но, как впоследствии выясняется, на это все была и воля и необходимость, обусловленная обстоятельствами.
Сериал хоть и в снят серо-зеленых тонах, а на фоне часто идет дождь, по своему очень красив, он буквально завораживает. Движения японских персонажей выверены и точны – поклоны, позы, манера сидеть и ходить, все это сбивает с толку своей непривычностью поначалу, но потом тебя начинают раздражать манеры европейцев, вторгшихся в этот подчиненный своим законам мир, и пытающихся нести свет цивилизации туда, где превыше всего ставится не выгода, а честь и преданность.
Собственно, этот процесс актуален и для сегодняшнего времени, когда одни, пытаются привить свои ценности целым народам, которым все это чуждо и неприемлемо. Это тоже заставляет задуматься – где в этом случае цивилизация?
Я повторюсь – сериал мне понравился. Очень. И я точно могу сказать, что со временем я его точно пересмотрю, и, наверное, увижу в нем новые смыслы, которые при первом просмотре были от меня скрыты интригами, завуалированными действиями и обманом.