Читать сборники рассказов мне всегда нравилось. Но есть подозрение, выпускать их не так просто. То есть, в советские времена можно было надергать всяких разных рассказов зарубежных авторов, отечественных, и забабахать сборник, который любителям фантастики (я сейчас рассказываю именно про фантастические сборники, но то же касается и сборников детективной прозы), зайдет, как нефиг делать. И таких сборников в те времена выпускалась масса в сериях «ЗФ: Зарубежная фантастика», «МП: Мир приключений», «ПФ: Приключения и фантастика», «НФ: Научная фантастика», и я, конечно же, таких сборников перечитал множество! Помимо этого выпускались и альманахи, самым известным из которых, был, наверное, «Искатель», а потом "Если".
Та же история продолжалась и в 90-е, когда авторские права вообще никого не парили, и издательства штамповали сборники с завидной регулярностью. Правда, тогда упор делался не на рассказы, а на повести и романы, обычно в каждую книгу включали два-три произведения. К середине 90-х издатели стали чуть хитрее, и стали издавать романы и повести отдельными книгами, используя крупный шрифт и большое межстрочное расстояние.
Надо сказать, что лично для меня серия книг «Зарубежная фантастика» знаковая, именно в рамках этой серии я прочитал когда-то роман Эндрю Нортон «Саргассы в космосе» (вроде бы), а именно эту книгу я считаю отправной в моем плаванье по литературным страницам.
На самом деле, серия, хоть и выпускалась на хорошей мелованной бумаге, и ценилась любителями фантастики, была не самой удобной – блок был клееный, обложка, хоть и целлофанированная, но мягкая, и книги часто рассыпались уже после первого прочтения. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что новую книгу из этой серии я в руках-то ни разу и не держал. Все они обычно попадали ко мне из библиотеки уже хорошо зачитанные, и разваливающиеся на страницы.
Серия прожила до конца 90-х, тогда книжный рынок захлестнула волна книг в твердом переплете и с репродукциями Бориса Валеджо на обложках, как сейчас бы сказали КДПВ – картинка для привлечения внимания. Известная и, в свое время, популярная серия в мягком переплете постепенно сходила со сцены, уступая место новоделу.
Но, видимо, были в издательстве еще люди, которые считали, что она конкурентоспособна, и именно тогда вышли последние книги серии.
Но сборник «Ад – это космос» издан в 2021 году, что несколько странно, потому что в библиографии серии этой книги нет. Официальная история серии окончилась в 1999-ом году.
В общем, как-то странно, можно даже сказать, загадочно, получается с этой книгой. Впрочем, какая читателю разница, когда серия прекратила свое существование, главное, чтобы книга, оказавшаяся в руках, была интересна!
И, стоит отметить, это можно сказать о сборнике «Ад – это космос». Хотя мне кажется странным даже само название, логичнее было бы назвать его «Космос – это ад», но тут все наоборот, то ли это кривая локализация, то ли я чего-то не понимаю.
Кстати говоря, у меня лично, большие подозрения, что оригинальный сборник совсем старый, так, например, рассказ Джорджа Мартина «Летящий сквозь ночь» был издан еще в 1987 году, а «Песчаные короли» в 1981-ом. Хотя, вот повесть Аластера Рейнольдса «Найтингейл» была написана в 2006-ом.
Но многие рассказы, и это хорошо видно читателю, еще старше, чем произведения Мартина – так, рассказы Лавкрафта и Кларка Эштона Смита, явно еще первой половины прошлого века.
С их творчеством я был знаком и раньше, правда, не знал, что Смит писал и фантастику, думал его конек ужастики.
Забавными показались рассказы Кэтрин Мур (как оказалось, это жена Генри Каттнера, и в сборник дважды включили один и тот же ее рассказ, только в разных переводах, и, соответственно, под разными названиями) – это такие приключенческие истории в духе Роберта Говарда: авантюрист-скиталец, сталкивающийся с какими-то загадочными и страшными явлениями, только не в фэнтезийном мире, а в фантастическом.
А вот рассказы Элизабет Бир и Сары Монетт как раз-то именно фантастические и довольно оригинальные, правда, к стилю хоррор их сложно отнести, и почему они вдруг были включены в этот сборник, не совсем понятно.
А вот рассказ Стивена Кинга «Я – дверной проем», по моему не совсем подходит под космическую тематику. Я помню этот рассказ еще с детства, когда он был опубликован на страницах журнала «Техника-молодежи».
«Кукловодов» Сиднея Дж. Баундса я тоже читал еще в советские времена в каком-то сборнике – на тот момент они мне понравились, но сейчас понимаю, что рассказ совсем простенький.
Есть в сборнике и, на мой взгляд, довольно слабые рассказы, например «Звонарь» Джона Варли. Написано все, вроде как, интересно, но по итогу, вот как-то совсем не о чем, сюжет притянут за уши, и многословие было явно лишним.
Такой же, на мой взгляд, слабый рассказ, и «Желтая пилюля» Филлипса Рога, написанный, явно в докосмические времена, а потому не выдерживающий критики.
Кстати, не только рассказы Джорджа Мартина были экранизированы из этого сборника. По «Спасательной станции» Элисон Харлан снят мультфильм в антологии «Любовь, смерть и роботы», во втором сезоне, по моему. А по рассказу «Неумолимое уравнение» Тома Годвина был снят один из эпизодов «Сумеречной зоны», еще старой, черно-белой.
Очень понравился рассказ Кэйтлин Р. Кирнан «Скачка на белом быке» - оригинальная манера повествование вкупе с увлекательным сюжетом, сделали свое дело, рассказ, наверное, лучший в сборнике.
Если подводить итог, в целом, сборник мне понравился, хотя часть рассказов, конечно, уже морально устарела, и была актуальна в 90-е, но никак не в 2020-х. По моему ни в одном рассказе не фигурируют ни мобильные телефоны, ни компьютеры, в том виде, в котором мы их теперь знаем.
С одной стороны это говорит о том, что все лучшее, похоже, я прочитал еще в юности, а с другой стороны, получается, что в нынешнее время ничего путного в рамках этого жанра не пишут. А жаль.
В общем, любителям жанра могу смело порекомендовать – хороший сборник, но не ожидайте от него каких-то откровений.
|