В этом месяце вышла ожидаемая многими геймерами игра Jagged Alliance 3, продолжение культовой Jagged Alliance 2. У многих были опасения, что продолжение могут испортить, как это случалось уже не раз. Но, вроде как, ожидания игроков не обманули, и игра вышла достойной. Я тоже не смог пройти мимо этой игры, потому что меня с этой серией связывает долгое знакомство.
В первую часть Jagged Alliance я не играл, и даже не знаю, что это за игра, потому что говоря про эту серию, вспоминают чаще всего именно вторую часть, как один из лучших образцов тактической пошаговой стратегии, в которой гармонично сочетаются и менеджмент управления отрядом и хорошо проработанная боевая часть.
Я, если честно, к этой франшизе приобщился совершенно случайно. Году, эдак, в 2003 я вынужденно сидел дома месяц с переломом ноги, и от безделья, ясное дело, игрался во всякое разное, отдавая предпочтение риалтайм-стратегиям. С интернетом тогда было туго, поэтому о новинках игропрома чаще всего узнавали уже в магазине, пересматривая выставленные на продажу диски, зачастую пиратские копии. Там же, этих магазинах, можно было диски обменять. Или взять погонять, чем мы все и пользовались. Но с поломанной ногой по магазинам не шипко побегаешь, поэтому эта нелегкая задача легла на плечи моей жены, и она, по мере возможностей выполняла эту нелегкую задачу, пытаясь мне угодить, и притаранить именну ту игруху, которая мне бы зашла.
Получалось это у нее не всегда, и Jagged Alliance 2 мне тоже с первого взгляда не очень понравилась – судя по скриншотам на обложке, графика оставляла желать лучшего, а пошаговость боев меня совсем не вдохновляла.
Но случилось так, что больше под рукой никакой игры не оказалось, и я установил Jagged Alliance 2 на комп.
Нет, любви с первого взгляда не случилось, но у меня было достаточно свободного времени, чтобы проникнуться игрой настолько, что отсталый графоний перестал смущать, а геймплей таки увлек.
Игру я успешно прошел, и действительно, от этого прохождения получил удовольствие. И даже впоследствии, нет-нет, а приходила в голову мысль вновь ее перепройти, но так я эту мысль в жизнь и не воплотил.
Но это не значит, что я больше не сталкивался с этой франшизой.
Несмотря на то, что в этом году вышла третья часть Jagged Alliance, и мы все знаем, что перед цифрой «3» идет цифра «2», в этом, казалось бы, невозможном промежутке есть еще четыре игры, исходя из названия которых, можно понять, что они связаны все с той же вселенной.
Да, многие фанаты серии считают эти игры не каноничными, и самозванными, но из песни слов не выбросишь – они существуют. И скажу даже больше – я в них играл!
По сути их не четыре, все же а три, но одна имеет полноценный аддон.
Jagged Alliance: Back In Action должна была стать третьей номерной частью серии, но этого не случилось из-за перехода авторских прав от одних правообладателей другим. А вот Jagged Alliance: Crossfire это уже законное дополнение к Back In Action.
А вот на следующий год увидела свет еще одна игра Jagged Alliance: Flashback, какнесложно догадаться из той же серии, но с еще худшим бэкграундом – геймеры эти игры не признают, как часть серии Jagged Alliance, хотя, положа руку на сердце стоит признать, что играть в них достаточно увлекательно. Да, это несколько не то, что мы видели во второй части, но явно сделано по мотивам.
В 2019 году была сделана еще одна попытка возродить серию и свет увидела игра Jagged Alliance: Rage!
Геймеры и на нее возлагали надежды на возвращение серии, но уже после первых трейлеров стало понятно, что делается игра хоть и по мотивам, но с совершенно иными механиками - Jagged Alliance: Rage! ушла от механик второй части, и лишилась менеджмента управления отрядом, таким образом стала больше походить на XCOM, чем на оригинальные игры серии.
Надо сказать, что я ее прошел с удовольствием. Да, она была и проще, и хуже второй части серии, но, как известно, на безрыбье и рак – рыба!
И вот в этом году мы уже увидели третью номерную игру серии, и на этот раз фанаты не оспаривают ее номер, охотно признавая, что она стала законным продолжением той самой правильной Jagged Alliance: Агония власти.
Ясное дело, и я не смог мимо нее пройти.
Ну, что вам сказать, играя на средней сложности, я сперва затупил. Пока разбирался в новых и вспоминал старые механики, начали мои наемники потихоньку хворать и гибнуть. Пришлось начинать с начала, и тут-то игра и заладилась, и играть стало интереснее, и сама игра новыми красками заиграла.
Сюжет, в общем-то, в игре все тот же – на каких-то экзотических островах случился военный переворот, похитили законного президента, а к власти пришел какой-то Майор. Но дочь президента поскребла по сусекам и связалась с игроком, дабы тот, набрав отряд наемников восстановил законную власть, а проклятую хунту сверг и, по возможности, уничтожил.
Вот, собственно, этим заниматься и приходиться. Через службу найма формируем отряд из четырех нужных нам специалистов, и выдвигаемся на острова наводить порядок.
Тут все. более-менее, так же, как и во второй части игры, только графика, ясное дело, стала в разы лучше, но это-то и не удивительно, части разделяют более двух десятков лет, теперь у меня смартфон мощнее, чем тогда был компьютер. Вот уж не помню, нужно было ли там регулярно выплачивать наемникам зарплату (то бишь, продлять контракт), но тут нужно. Можно создать несколько отрядов и действовать ими по очереди – я пока одним обхожусь. Свой бюджет пополняется как из казны заказчика, так же можно зарабатывать копеечку и экспроприируя алмазы у местных бандитов, что тоже приносит немалый доход.
Среди местного населения можно воспитывать ополчение, которое будет само защищать ключевые точки, хоть в режиме автобоя, хоть в ручном режиме. На это тоже расходуются финансы, как и на ремонт оборудования, отдых, лечение.
В игру завезли крафт – можно изготавливать взрывные устройства, ремонтировать и модернизировать оружие, экипировку.
Уже не помню. Было ли это во второй части, но теперь и персонажи прокачиваются – не просто вырастают в ранге, но и приобретают как пассивные, так и активные способности и умения. Я еще не очень хорошо понял, как это все влияет на игровой процесс, но в некоторых случаях изменения в поведении персонажей заметны.
А вот специализация в игре довольно условна. Так, простой медик, у меня стреляет из винтовки не хуже снайпера, а простой вояка проводит разминирования удачнее, чем техник. Почему так, я не понял. То есть опираться на специальность наемника не обязательно, с таким же успехом можно воспитать специалиста из простого громилы и не заморачиваться. То же касается и ранга наемника – новичок в некоторых случаях не уступает опытному наемнику. А приобретая дополнительные перки, которые игрок выбирает сам, его можно сделать и круче, без дополнительных финансовых вложений.
Кстати, опытные наемники в процессе игры могут поднять расценки, так что нужно всегда иметь какой-то запас в кармане, иначе можно остаться без опытного бойца.
Боевая система в игре довольно гибкая, расходовать очки действия можно по-разному – хоть на движение, хоть на стрельбу, хоть на прицеливание. Хотя, стоит сразу отметить – шанс промахнуться с близкого расстояния вполне реален. И это печалит, потому что противник тут умеет передвигаться, укрываться, метко стрелять, и чаще всего у него превосходство, как в численности, так и в вооружении. Понятно, Jagged Alliance, никогда не отличалась простотой, но в некоторых случаях приходиться перезагружаться довольно много раз, прежде чем удается нащупать правильную модель поведения. Если что, это не недостаток, просто констатирую факт.
Вроде, все вспомнил.
В общем, подводя итог, могу сказать, что игра, во-первых, таки похожа на вторую часть, а, значит, ее смело можно назвать правопреемницей, а, во-вторых, просто стоит признать, что игра действительно удалась и заслуживает внимания.
Мне понравилась, так что смело могу ее порекомендовать всем ценителям жанра.