«…из всех искусств, для нас важнейшим является кино!»
В. И. Ленин
Американская фантастика не часто попадала на большие экраны советских кинотеатров, но в период перестройке, голливудские фильмы нет-нет и пробивались сквозь заслоны цензуры министерства культуры СССР.
Не помню сколько мне было лет, когда я смотрел «Враг мой», наверное, лет 15, и я смотрел его уже вполне осмысленно.
Тогда уже во всю функционировали видеосалоны, но часто в них показывали менее глубокомысленные фильмы – в моде были фильмы про карате с Брюсом Ли и Ван Дамом, боевики со Сталлоне и Шварцнеггером, молодежные комедии типа «Горячей жевательной резинки» и «Полицейской академии», ну и эротики, о которой мы поговорим как-нибудь, в другой раз.
Но «Враг мой» был более глубоким фильмом, и, несмотря, на бойкое космическое начало, главным тут был не визуальный ряд, а история.
Фильм снял Петерсен, более известный фильмами «Бесконечная история» и «Подводная лодка», из известного он так же снял «Трою» и «Идеальный шторм», два последних я смотрел, и они мне понравились, хотя критики их разнесли в пух и прах.
Но до них еще далеко, на дворе 1985 год, и на экраны вышел «Враг мой», который через несколько лет добрался и до экранов советских кинотеатров.
Начинается фильм в стиле «Звездных войн» - земляне воюют с инопланетной цивилизацией драггов, развившихся из рептилий, а потому малоприятных существ для людей. Хотя какой-то определенной причины для конфликта и не было, война, тем не менее идет уже давно, и две цивилизации люто ненавидят друг друга.
И вот в одном из боев, корабль драгга получает повреждения и пытается скрыться на близлежащей планете, и его преследует корабль землян.
Обстоятельства складываются так, что оба корабля разбиваются на этой необитаемой планете, и в живых остаются один драгг и один землянин.
Сперва землянин, которого, кстати, играет Деннис Куэйд, пытается убить драгга, но потом им приходиться объединить усилия, чтобы выжить.
Собственно, это и является основной идеей фильма – могут ли два заклятых врага объединиться, простить друг друга, а может даже проникнуться уважением по отношению друг к другу.
Снят фильм был в период разрядки в отношениях США и СССР, и посыл, видимо был именно такой – сможет ли гражданин «свободного» западного мира принять советского человека, возможен ли между контакт, взаимодействие, дружба.
В фильме, кстати, дается и рецепт, как простое «сожительство» может перерасти в более глубокие отношения, что для этого нужно – общий «ребенок», какие бы смыслы кто ни вкладывал в это понятие – общее дело, совместные проекты, сотрудничество в различных сферах.
Драгг обучает землянина своему языку, рассказывает о своей культуре, обычаях, верованиях, и герой Куэйда постепенно проникается всем этим, при всем своем первоначальном явно негативном отношению к представителям враждебной цивилизации.
Снятый почти сорок лет назад фильм, до сих пор актуален, и интересно, что поднят этот вопрос (и не раз, надо сказать) именно в США, такое впечатление, что они сами себя постоянно в этом пытаются убедить, но все как-то не получается. Впрочем, чему тут удивляться, если даже внутри их собственного общества нет единства, а ксенофобия развита настолько, что нам такое и не снилось.
Конечно, снятый во второй половине 20-го века фильм не может в визуальном плане конкурировать с фильмами современными, но он, по большому счету-то и не про картинку, хотя, для 80-х она на высоком уровне, а про глубокий смысл восприятия друг друга, о способности принять и понять чужие обычаи, верования, культуру; о том, что человек не совершенен и ему тоже стоит присмотреться к окружающему миру, и найти для себя место в нем, а не бездумно расчищать это место уничтожая все вокруг.
В общем, посмотреть этот фильм стоит. И, наверное, именно сейчас.