Я, конечно же, должен был этот фильм раньше видеть, еще в детстве, когда его родители смотрели, но я его совершенно не помню, ну, или помню смутно, какие-то отдельные моменты. В общем, решил я его пересмотреть, потому как Шолохов, и потому как о нем часто говорят, и, вроде как, в восторженных выражениях.
Шолохова я, если что, не читал. В прошлом году, вроде как, решился, начал читать «Поднятую целину», но как-то не пошло – отложил пока. Оно-то видно, что написано мастером и все по делу, но читалось мне как-то тяжело, романы того же Иванова, мне заходили намного легче. Это я к тому, что с первоисточником я не знаком, но, подозреваю, что трех серийный фильм просто не в силах пересказать все, написанное в толстой книжке. И это чувствуется по скомканности повествования, перепрыгиванию по времени, отрывочности истории и некоторых нераскрытых до конца персонажах.
А персонажей здесь довольно много, и все они характерные, и, подозреваю, в книге хорошо прописанные. Три серии для такого объемного произведения, все-таки, маловато.
Но, героев в фильме много, но основных, по сути, всего два – Георгий Мелихов и Аксинья.
Именно их любовная история проходит сквозной линией через весь фильм. С одной стороны – страсти-мордасти. С другой…
Вот говорите, что хотите, но этот самый Григорий персонаж очень странный. Как таких мужиков называл мой знакомый – куда хер туда и ноги. Тут он в блуд вводит замужнюю бабу, а когда муж со службы вертается. Он ей заявляет о том, что батька его женит, и любви ихней конец! А при этом баба не хило так выхватила от законного супруга и кулаком, и нагайкой, и ногами в живот. Отличный ход! Причем, из контекста становится понятно, что это совсем не стандартное поведение для казацкой станицы – все, практически, осуждают и Григория, и Аксинью.
Но тут он вроде как образумился. Женился, но все по той же Аксинье сохнет. И что же делает настоящий казак? Да, все просто – бросает свою жену, уводит опять жену соседа, и сваливает в закат. Потом бросает Аксинью, возвращается к законной супруге. И так весь фильм, практически.
« – Есаул, я слышал, Вы были членом суда?
– Да, было дело – членом сюда, членом туда…»
Это я к чему веду, что персонаж, типа Григория Мелихова, лично мне не очень интересен, возможно. Именно поэтому, мне и весь фильм не понравился. Причем, это его «туда-сюда», касается не только баб, но и вообще жизненной позиции – то он за батюшку царя, то уже против него, то с простыми казаками у костра мерзнет, то коньяк жрет с господами офицерами-интервентами; то за белых, то за красных, то вообще хрен разберет за кого он.
Я понимаю, что, таким образом, на примере одного человека, показана судьба России в эти переломные моменты, но смотрится все несколько диковато.
Я еще раз повторюсь, возможно, в романе это описано как-то удобоваримее, но в фильме все очень сумбурно. Возможно в новой экранизации, в виде сериала, вся история выглядит более связно, но проверять я не стану. По крайней мере, пока.
Вот, как-то так. При всей своей любви к советскому кинематографу, конкретно этой картиной я остался недоволен. Это не умаляет его значимости для мирового кинематографа, я знаю массу людей, кому фильм действительно нравится, но вот мне не зашел.