Этот фильм братьев Коэнов я знаю уже давно, я думаю, что он был первым фильмов этого тандема режиссеров, который я посмотрел, а уже потом был «Большой Лебовски», «Фарго», «Игры джентльменов» и другие. Не все фильмы Коэнов мне зашли, но большая часть, особенно ранних фильмов мне понравилась. Конечно, в числе понравившихся, был и «Старикам тут не место».
Если кто не знает, фильм рассказывает историю не самого удачливого мужика Льювилена Мосса (играет которого Джош Бролин), который случайно стал обладателем довольно крупной суммы денег. Но большие деньги просто так на дороге не валяются – у них обязательно отыщется хозяин, который непременно захочет эти самые деньги вернуть.
Так и тут, деньги принадлежат наркодельцам, и Льювилен это прекрасно знал, но решил рискнуть. И все, вроде бы, шло хорошо, если бы не пробудившаяся совесть. Бывшие хозяева денег нападают на след Мосса и тому приходиться включиться в смертельную игру, где против него выступают и люди двух наркокортелей, и наемный убийца Антон Чигур.
Последний персонаж (играет его Хавьер Бардем) особенно интересен – необычный, хладнокровный, похоже, безумный. С одной стороны он нанят чтобы разобраться с похитителем, с другой, возникает такое впечатление, что это ему просто нравится, и если бы не было приказа, он сам занимался примерно тем же, ну может быть в другом месте.
Вообще к Чигуру испытываешь какие-то двойственные чувства – вроде, принципиальный, где-то даже справедливый, а местами и обаятельный персонаж, но при этом начисто отбитый, для которого чужая жизнь – копейка! А то и копейки не стоит. Это странно, и зритель просто не знает, как к нему относится.
Льювилен, конечно, не дурак – ветеран Вьетнама, но при всей уверенности в свои силы, обстоятельства оборачиваются часто не в его пользу. Все, может, и сложилось бы по другому, если бы изначально ситуация не была сложной, еще до того, как он в нее встрял, но об этом он узнает слишком поздно.
В этой непростой ситуации нашлось место и полиции, но она везде опаздывает. Собственно, и все повествование, вроде как, ведется от лица старого шерифа Эда Тома, в исполнении Томми Ли Джонса, но рассказывает он историю основываясь на выводах следствия, а ни как свидетель.
Я не раз смотрел этот фильм, и всегда воспринимал происходящее на экране линейно, хотя, если разобраться, это совсем не характерно для фильмов братьев Коэнов, особенно для ранних – сюжет у них часто запутанный, и почти всегда, не всему показанному на экране стоит верить, или, по крайней мере, не стоит показанное воспринимать прямо – у картинки может быть и второй план, и двойное смысл, все зависит от точки зрения.
И вот недавно мне попался довольно необычный разбор фильма, который переворачивает с ног на голову весь сюжет фильма. И главный вопрос, который ставит автор: «А был ли мальчик?». Относится это к Антону Чигуру – он необычный персонаж, которого никто почти не знал, и не видел, так откуда же о нем так много знает рассказчик, шериф Белл? Основываясь на следах? А как много он их видел? На свидетельствах очевидцев? А где они, живые, имеется ввиду?
Отож… И я тут задумался.
Конечно версия спорная, но все равно интересная, и я рекомендую с ней ознакомиться.
А что касается фильма – он отличный, и ни сколько не теряет в увлекательности, сколько бы я его не смотрел.