Еще один фильм, который можно назвать крымстерном (по меткому замечанию одного из комментаторов), хотя конечно, он в меньшей степени истерн, чем тот же «Шестой» или «Свой среди чужих, чужой среди своих», но элементы этого жанра присутствуют – погони, перестрелки, только разворачивается все это на фоне Гражданской войны, которая тут и выступает основным фоном.
Я думал, что помнил этот фильм с детства (а я реально его последний раз смотрел еще при Союзе) довольно хорошо, но оказалось и тут моя память сыграла со мной злую шутку. Я пребывал в полной уверенности, что Брусенцов в конце фильма застрелил Абрека, а на самом деле, там все совсем не так!
Вот так вот и появляются ложные воспоминания. У меня как-то в голове сложился кадр, где Брусенцов стреляет из винтовки, и последний выстрел на пароходе в одно целое и наложилось на кадры плывущего за пароходом Абрека.
Хотя, с другой стороны, это и не плохо, я посмотрел фильм словно бы в первый раз. Самым ярким образом со времен детства был именно Брусенцов, которого отлично сыграл Владимир Высоцкий. И как-то совсем забылось, что главные роли сыграли не менее известные актеры – Олег Янковский и Ролан Быков.
И фильм довольно интересно показывает эпоху революции, где в одной «упряжке» мастеровой и попович, где за громким лозунгами и высокими идеями часто скрывается не самое правильное мировоззрение, где простые человеческие отношения порой сталкиваются с затмевающей глаза идеологией. В этом нет ничего нового, и сейчас можно увидеть такое же, тем интереснее смотреть фильм, который и спустя десятилетия не потерял своей актуальности.
Фильм можно было бы назвать приключенческим, если бы в противовес Некрасову и Карякину не был показан Бруснецов. Да, герои Янковского и Быкова просты, незамысловаты, понятны, может, даже примитивны, в то время как Высоцкий показал яркую личность поручика-белогвардейца. Да, Брусенцов тоже переживает трагедию, и ему можно было бы посочувствовать, но именно сочувствия он и не вызывает – он прекрасно осознает, что он делает и зачем, но он продолжает гнуть свою линию, даже тогда, когда это уже и не нужно. И это подчеркивается тем самым выстрелом из винтовки, который был совсем необязателен.
В то время как простые люди, что называется, от сохи, хоть и просты, но им невольно сопереживаешь – они живут простой жизнью, и даже прикрываясь громкими лозунгами, хотят простого человеческого счастья. Ну, Карякин хочет еще славы, но такие персонажи, наверное, встречаются у каждого в жизни.
И их приключения в первой части фильма выглядят скорее комичными, особенно на фоне «приключений» Брусенцова, но даже в этих неурядицах они проявляют свои человеческие черты характера, становясь ближе зрителю, понятнее.
Впрочем, хороши тут и эпизодические персонажи в исполнении Анатолия Папанова, Аллы Демидовой, Ийи Саввиной, Роман Ткачук. Даже в своих коротких ролях они выступили отлично, дополняя игру центрального трио.
Единственно, мне кажется, что повествование получилось несколько скомканным и рваным, фильму явно не хватило хронометража, чтобы получше раскрыть характеры героев, а там есть еще куда раскрываться, потому становятся не сильно понятными некоторые действия героев, особенно в отношениях Брусенцова и Саши. Но, возможно, это просто стиль режиссера Евгения Карелова. Он, кстати, впоследствии снял многосерийный фильм «Два капитана», где мне, как раз не понравилась такая же скомканность и рваность сюжета.
Но в целом, фильм я пересмотрел с большим удовольствием, окунувшись не только в сюжет, заигравший для меня новыми красками, но и в свои воспоминания, связанные с этим фильмом, который я в детстве смотрел много раз.