В советские времена были отличные фильмы, особенно удавались всяческие шпионские истории. Да, в них не было какого-то особенного экшена, но вот противоборство разведок показывали довольно хорошо, причем, не уничижая противника – западные разведки действовали умело, настойчиво и находчиво, но противостоять советскому KGB, конечно, не могли, и в каждом фильме контрразведка СССР выявляла и скрытых предателей, и заброшенных в тыл агентов.
Фильм «противостояние» вышел в свет уже в поздние советские годы, и в нем нет-нет, а проскакивают всякие либеральные мысли, вложенные в уста главного героя Владислава Николаевича Костенко (Олег Басилашвили). Ну, а что вы хотели, в стране уже новый молодой и энергичный руководитель Михаил Горбачев, и запущенная им Перестройка с гласностью и плюрализмом мнений, естественно, умудренный годами и убеленный сединами сыщик, может себе позволить высказываться смело и открыто, тем более, что он уже одной ногой на пенсии. Правда, его коллеги в глубинке не столь категоричны, и смотреть на это противостояние (еще один смысл?) довольно прикольно.
Но основное противостояние разворачивается все же между следователями МВД и, как оказалось, нацистским недобитком, умело ассимилировавшимся в советской жизни Николаем Ивановичем Кротовым (Андрей Болтнев).
События многосерийного фильма разворачиваются в 1979-1980-х, но в каждой серии есть отсылки к прошлому, в которых рассказывается история предательства Кротова, и его переход на сторону нацистской Германии.
Есть подозрение, что в основе этих событий лежат реальные факты, которые и использовал автор литературного первоисточника Юлиан Семенов.
Кадры из прошлого, в отличие от основного повествования, сняты в черно-белом формате, что придает этим моментам, как бы, большей достоверности.
Хотя, если честно, я смотрел такую поганую копию, что черно-белые моменты смотрелись органично, а вот на цветных все было таким темным, что приходилось догадываться о том, что происходит на экране.
Почему предателю противостоит МВД, а не КГБ? А потому, что разыскивают они его в связи с убийством, и лишь потом, выясняется, кем он является на самом деле.
С одной стороны, не совсем понятно, почему расследованием занимается «важняк» из Москвы, хотя преступление было совершено где-то на севере страны, но с другой стороны, насколько я помню, жестокие резонансные преступления всегда были под контролем центра, где бы они не совершались. А тут полковнику милиции Костенко пришлось помотаться по союзу, потому что расследование их привело из заснеженного Нардына, в солнечную Абхазию, а в какой-то момент Костенко даже в ГДР выезжает.
Фильм, на мой взгляд, довольно интересный по советским меркам, но и сейчас смотрится неплохо. Хотя тут моя память опять сыграла со мной злую шутку. Я хорошо помню фильм с детства, потому что смотрел его тогда не раз, но вот я как-то совсем забыл, что в главной роли тут снимался Басилашвили, мне, почему-то, казалось, что роль следователя исполнил Олег Борисов.
В целом, пересмотр фильма оставил только положительные эмоции, мне всегда приятно погружаться в советский период, пусть даже и при просмотре некачественной копии довольно жестокого советского детектива.