«…из всех искусств, для нас важнейшим является кино!»
В. И. Ленин
Советский кинематограф не баловал своего зрителя боевиками, если только этот фильм был не про Великую Отечественную Войну, где боевых сцен было более чем достаточно. Но к 80-ым годам, даже в СССР стало понятно, что приключенческие фильмы зрителю нравятся, и он их смотрит с удовольствием и по нескольку раз.
Первым боевиком в Советском Союзе был «В зоне особого внимания», ну, а следом начали снимать и другие. Одним из самых, как сейчас говорят, нашумевших был «Пираты ХХ века».
За все время проката, фильм посмотрело свыше 120 миллионов зрителей, что является абсолютным рекордом для советского кинопроката.
Я мальчишкой смотрел его много раз, да и не я один. Во дворах все пацаны уже примеряли на себя образы боцмана или Сергея, становились в крутую стойку, и с криком «Кийя!», пинали картонные коробки, нанося им невосполнимый ущерб – эпоха мушкетеров и Робин Гуда уходила в прошлое, ее сменяли десантники и моряки, сражающиеся с пиратами.
Если кто не знает, фильм рассказывает историю советского сухогруза, перевозившего медицинский опий, который захватывают пираты. Ясное дело кино не про судно, а про его команду – мирных моряков, которые в сложной ситуации противостоят превосходящим силам морских разбойников.
Ясное дело, основными звездами фильма были Николай Еремин-младший (старший механик) и Петр Вильяминов (капитан судна). Именно их образы наиболее полно показывать геройское поведение советских людей.
Чуть менее заметным, но для пацанвы, наверное, наиболее привлекательным был образ боцмана, воплощенный на экране Тадеушем Касьяновым – это именно он был дублером «цыгана всея Советского Союза» Михая Волонтира в фильмах «В зоне особого внимания» и «Ответный ход» - хмурый, молчаливый, но при этом мастерский боец!
В последнем с ним мог сравниться только Талгат Нигматулин, но у него образ был отрицательный (пират Салех), поэтому им никто быть не хотел.
Вообще, конечно, пираты получились в фильме довольно карикатурными, но советскому зрителю, неискушенному в реалиях западного мира, они казались вполне реальными – шорты, жилетки, завязанные узлом рубашки – все это на годы впечаталось в сознание зрителя, как образ негодяя.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что и в западных фильмах всяческие пираты и бандиты часто выглядели не лучше.
Но, не смотря на все минусы (о которых мы знаем сейчас) фильм тогда пользовался бешеным успехом, и, на мой взгляд, вполне заслуженно! Даже сейчас, увидев в кино уже всякого, я посмотрел фильм с интересом. Да, он во многом простоват и наивен, но на это нужно делать скидку, принимая во внимание, что это, по сути, первый такой фильм советского кинематографа. И, опять же, западные образчики того времени так же не все выглядели шедеврами, так что даже на их фоне, «Пираты ХХ века» выглядит вполне достойно.
Ну, а для меня, ценность этого фильма сейчас именно в воспоминаниях детства, в тех ощущениях, эмоциях, которые я испытывал, когда смотрел этот фильм впервые в кинотеатре. Даже сейчас не многие фильмы вызывают у меня похожие чувства.
В общем, для меня, наверное, этот фильм является самым знаковым фильмом 80-х – советский боевик, который разорвал шаблоны советского кинематографа вырвавшись , или скорее ворвавшись в новый жанр, и вслед за ним на экраны начали выходить фильмы совсем другого формата, чем до «Пиратов», но о них я напишу в другой раз.