Чтобы не уподобляться дяде Мите, мы, с женой, решили достойно отметить День взятия Бастилии. После работы были отварены пельмени, из холодильника добыта запотевшая бутылка «Хортицы», а на умном телевизоре был найден фильм на все времена – «Любовь и голуби».
Ясное дело, я смотрел этот фильм еще при Союзе, но тогда я был мал, и многих нюансов просто не понимал, а значит и фильм воспринимал неполноценно, лишь ту часть, которую мог понять.
Шли годы, и с каждым из них, восприятие этого фильма Владимира Меньшова менялось, с приобретением жизненного опыта, менялось и отношение, как в целом к картине, так и к героям. Понятное дело, кардинально отношение к персонажам не изменилось, но, по крайней мере, стала понятна мотивация каждого из них – хоть дяди Мити, хоть Раисы Захаровны. Но в любом случае, каждый из героев за эти годы стал почти родной, и во многом случилось это именно потому, что таких людей мы встречаем и в жизни.
Ну, может не все. Может у жителей элитных районов все несколько по другому, но я-то говорю за себя, а мне вот такие персонажи встречались. Я в свое время жил в селе, и там такие люди встречались, которых в реальности-то и представить трудно, а он вон есть!
Главный герой, Василий (Александр Михайлов), по сути-то простачок, если не сказать хуже, и показан он только с одной стороны, как голубятник, мы, практически-то и не знаем, кем он работает, чем по жизни занимается, только то, что каким-то боком к леспромхозу относится, и больше ничего. Да, впрочем, это и не важно, ведь показан не рабочий, а простой мужик со своим мальчишеским интересом – любовью к голубям, возиться с ними, покупает новых, стянув деньги из семейной кубышки и выглядит светлым, незамутненным, почти святым.
На его контрасте выступает дядя Митя – деревенский пьянчуга, которому только повод дай, а уж накатить он точно не откажется. И собственно первую часть фильма дядя Митя и вытягивает, он там главная фигура, в тени которого до поры до времени скрывается Василий. На мой взгляд, образ дяди Мити настолько удался Сергею Юрскому, что вчистую переплюнул его же в образе Остапа Бендера.
Но какими бы разными не были эти два мужских персонажа они всегда друг за друга горой, и даже сын Василия Ленька, хоть и молод, и уже совсем другой формации, старших не сдает.
В оппозиции к ним три главных женских персонажа – Надежда, жена Василия; Людка, его дочь, и баба Шура, жена дяди Мити.
В основном, конечно (и есть за что) от них достается дяде Мите, но иногда влитает и Василию. Впрочем, во время курортной конфронтации, баба Шура приняла сторону мужика, что выглядит несколько странно.
Есть еще один важный женский персонаж – Раиса Захаровна, которую на экране воплотила Людмила Гурченко, которая в корне отличается от всех других женщин в фильме – она городская интеллигентка, работающая в управлении того же леспромхоза. Не сказать. Что она отрицательный персонаж, отнюдь, просто она другая, и у нее своя правда, да и поступает она вполне честно, сама, в глаза, заявляя права на Василия.
Не буду пересказывать сюжет – кто видел, тот и так знает, а кто не видел – пусть лучше сам посмотрит. Но хочется сказать пару слов не только про то, что снято, но и как снято.
Фильм снят по пьесе, и это часто угадывается – локаций не так уж и много, да и некоторые добавлены, скорее всего, чисто для разнообразия, чтобы несколько отстраниться от театральной постановки. Основные же события разворачиваются или в доме Василия и Нади, или в пансионате на курорте, все остальные места не столь важны, и события в них разворачиваются не самые значимые.
Но фильм снят с некоторыми, если можно так сказать аномалиями – герои иногда перемещаются нарушая законы физики и здравого смысла, а в их будничную жизнь вторгаются то конферансье, то духовой оркестр, то еще что-то.
Это должно как-то смущать зрителя, но нет – эти моменты настолько органично вписываются в общее повествование, что абсолютно не мешают восприятию истории.
В общем, я тут покумекал, и могу смело сказать, что «Любовь и голуби», лично для меня, один из самых любимых фильмов, который смело можно пересматривать из года в год!