В одной из подборок, чего бы такого еще посмотреть, я увидел этот фильм, и понял, что смотреть его просто необходимо. Я объясню почему.
Ясное дело, я жил в 90-е – да, я еще не жил взрослой самостоятельной жизнью, но именно в эти годы я учился в институте и зарабатывал первые деньги на разнообразных халтурах, так что, как обстояли дела с работой примерно представляю. Да, я жил, вроде как в другой стране, но на самом деле, что в Украине, что в России, что в любой другой стране СНГ все обстояло примерно одинаково – работа есть, но на ней не платят, или, точнее, платят, но с задержками в несколько месяцев, за которые инфляция сжирает добрую половину заработанных денег. Везло только тем, с кем рассчитывались долларами, которые на тот момент были синонимом стабильности.
Нет, конечно же, не все жили так – кто-то пристроился в хорошие фирмы, кто-то сам стал фирмачом, кто-то подался в бандиты, а кто-то, имея еще старые связи, воровал составами, приватизировал предприятия, разбазаривал гос имущество и поднимался в финансовом мире, как до этого никому и не снилось.
Я рос в простой рабочей семье, поэтому столкнулся только с негативом 90-х – бате месяцами не платили на официальной работе зарплату и выручали только подработки на стороне. Я же располагал только стипендией, которой хватало на проездные да разок с корешами пива попить, а потому и мне приходилось как-то крутиться.
Вот как раз в сентябре-октябре 1993-го нам подкинули халтуру – достроить дачу какому-то типу в дачном поселке у села Кордон в Коминтерновском районе. Халтура оказалась «гнилая» – за проделанную работу нам так и не заплатили, но две недели нам пришлось жить там, сперва работая от рассвета до заката, а потом ожидая подвоза стройматериалов, которые так и не привезли.
Жили мы в летнем домике тамошней базы отдыха, и не имели никакой связи с внешним миром – ни телевизора, ни радио у нас не было.
И вот, 3 октября, в воскресенье, когда мы уже собирались сваливать домой, на соседний с нашей стройплощадкой участок, приехал хозяин добротной дачи, ну, по тем временам. Был он капитаном, ходил в загранки, и оказался вполне нормальным мужиком – жена называла его Валя (видимо, производное от Валентин), а он жену называл Ляля (хер пойми от какого имени эта производная). В общем, мы ему, как могли, сварганили подпорную стенку цветника, а он нам за это заплатил – уже боюсь ошибиться – то ли по 10, то ли по 20 долларов на рыло (а нас было трое). А еще Ляля позвала нас пообедать.
И вот сидим мы у них на кухне, едим, греемся, потому как уже прохладно было, и с Тилигульского лимана дул холодный ветер, а у них работает радиоприемник. Мы, правда, к нему не прислушивались.
И тут Валя кричит со второго этажа:
- Ляля! «Белый дом» штурмуют! Ребята, - это уже нам, - «Белый дом» штурмуют!
А мы сидим, смотрим друг на друга, и ни хера не понимаем – какой «Белый дом», какой штурм, пока мы тут сидим уже война с США идет, или что?!
Валя нас, конечно, посвятил в ситуацию, вкратце, но, если честно, я до сих пор понятия не имею, что тогда произошло в Москве.
И вот тут, как раз кино, которое и должно было пролить свет на все тогда происходящее. Но, забегая наперед, хочу сказать, что кино, в общем-то, не совсем про то, что я думал – разобраться в ситуации оно не помогло, оно совсем про другое, а события в Москве лишь фон, на котором разворачивается жизнь 90-х.
В фильме показана среднестатистическая семья бывшего советского инженера, трудившегося в космической отрасли, Виктора, который теперь работает сантехником в каком-то водохозяйстве. Там же, диспетчером, работает и его жена – из фильма не понятно, работала ли она там всегда, либо тоже это вынужденная мера. У них есть дочь-подросток, в самый непростой период – ей уже нравятся парни, и она вполне готова для первого секса.
Свою квартиру в Москве они продали, чтобы купить дом в Подмосковье, где выживать – а на тот момент это были не просто слова – они считали, будет проще, завели козу, обустраивают участок.
А буквально за забором дом успешного бизнесмена, который еще недавно преподавал историю партии, а теперь набрал кредитов, открыл зал игровых автоматов, купил новенький внедорожник, построил добротный дом, который, как говориться – «полная чаша».
И тут таких контрастов море – приблатненный парнишка на мопеде, по которому сохнет и дочь главного героя и ее подруга; бизнес-наставник, на чьи лекции ходит жена Виктора; коллеги главного героя по ремонту канализационных сетей; менты; простые прохожие; молодые демонстранты – фильм не просто слепок эпохи, но и отличный срез общества, в котором за два часа показали, практически, всех. Да и судьбы многих раскрылись – чьи-то просто так, по ходу дела, а чьи-то на фоне разворачивающегося противостояния властей.
Собственно, если кратко описать фильм - он про бардак! Бардак в стране и бардак в головах граждан, которые еще недавно жили советскими реалиями, а сейчас, после победы демократии, не могут разобраться, кто же они в этом новом мире – хозяева жизни, полноправные участники демократических процессов или просто обманутые люди, которых опять просто использовали.
Для меня, жившего в те годы, фильм оказался сложным для просмотра, время от времени я просто останавливал картинку и выходил, чтобы как-то переварить увиденное, а потом возвращался опять к просмотру. И, вроде, там нет ничего такого уж чернушечного, но смотреть на, практически, свою жизнь со стороны моментами очень непросто и неловко.
В общем, могу сказать, что фильм мне понравился, даже в его концовке можно найти смысл, который, думаю и хотели показать авторы. Причем, в обеих концовках, если так можно сказать.