PANZER-site
Пятница, 22.11.2024, 08:22
Приветствую Вас Призывник | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Анонсы от меня [288]
Праздники [154]
Будни [353]
События [103]
Обзоры [348]
Личное [157]
Пивные кружки [186]
Пятничное [606]
Мир WarGaming [422]
Мир S.T.A.L.K.E.R. [194]
Мир Lost Sector [7]
Мир War Thunder [23]
Разные игры [107]
Полезности [33]
Около мото [543]

Мое наследие
[28.03.2017][Пивные кружки]
Пивная кружка "Винная" (1)
[25.03.2017][О технике]
Мотоциклы на экране: Священная сталь (7)
[25.03.2017][Гаражные ништяки]
Гараж: Продолжаю разгребать (7)
[25.03.2017][Гаражные ништяки]
Гараж: Разгребаю потихоньку (0)
[25.03.2017][Гаражные ништяки]
Гараж: Второй взгляд (2)

Праздники
Праздники сегодня

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Апрель » 1 » Движение в различных дорожных условиях
19:25
Движение в различных дорожных условиях

Дороги... Сколько их пересекает нашу страну! Асфальтированные и грунтовые, горные и степные, дышащие жаром в полуденный день и размытые дождями. Возможно, в путешествии вам не придется проехать по дорогам со всеми видами покрытий и испытать капризы природы. Но армия мототуристов огромна, и пути их неисповедимы. Поэтому поговорим о движении в различных дорожных и климатических условиях.

По асфальту

Составляя маршрут путешествия, мототуристы стараются проложить большую часть пути по асфальту, чтобы полностью использовать возможности машины и за короткое время отпуска многое увидеть. Казалось бы, что рассказывать о движении по шоссе с таким покрытием – «откручивай» ручку газа и «глотай» километры, посматривая по сторонам. Но тот, кто думает так, заблуждается. Гладь асфальта, располагающая к большой скорости, обманчива. Она таит в себе много опасностей для неопытного водителя. Недаром статистика отмечает, что большинство аварий происходит именно на таких дорогах.

Мы не будем говорить здесь о необходимости соблюдать правила движения – это само собой разумеется. Хотим напомнить только о сюрпризах, которые порой преподносит мотоциклисту асфальтированная дорога.

Самый типичный сюрприз – посторонние предметы на проезжей части, наезд на которые, учитывая ограниченную устойчивость мотоцикла, чреват неприятными последствиями. На свободной дороге, увидя посторонний предмет, можно сманеврировать. Хуже, если приходится ехать позади автомобиля: водитель его пропускает между колесами камни, палки и тому подобные предметы, и для мотоциклиста они могут оказаться неожиданными. Поэтому, следуя за автомашиной, держитесь чуть левее, чтобы дорога впереди была хорошо видна.

Рекомендация держаться левее пригодится и при резком торможении автомобиля; тогда мотоциклисту легче избежать столкновения с ним. Если приходится ехать позади автомобиля, старайтесь пристраиваться за легковым. За ним меньше выхлопных газов, колеса не так «бросаются» песком, и за дорогой можно следить.через стекла машины.

В пути, конечно, будут встречаться мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Обычно перед ними дорога резко сужается, а места соединения нередко имеют разные уровни. О состоянии переезда, например, можно судить по тому, как проходит его идущий впереди автомобиль. Если машину подкинуло, следует соответственно снизить скорость. Когда о качестве переезда судить трудно, отнеситесь к нему с еще большим вниманием, так как рельсы могут не только возвышаться над покрытием, но бывают расположены к дороге под острым углом. В таких случаях скорость сбросьте до минимальной и переезжайте их под прямым углом.

Внимательному водителю дорога сама может рассказать о себе. Вы, наверное, замечали, что по асфальту обычно тянется темная полоса. Она образовалась от многочисленных капель масла, которые срываются с двигателей проезжающих автомобилей. В местах неровностей дороги, где автомобили подбрасывает, полоса превращается в пятно. Для мотоциклиста такие пятна – сигнал о необходимости привстать и самортизировать бросок машины.

На южных дорогах, а в жаркое лето и в Центральной полосе нередко попадается волнистый асфальт. Водители называют его «стиральной доской», «гребенкой». Чаще всего он встречается на спусках, где при торможении автомобилей размягченный асфальт собирается в складки. Подвеска мотоцикла и руки водителя в этих случаях испытывают максимальную нагрузку. Зная об этом, на спусках будьте внимательны, чтобы не выскочить на большой скорости на «гребенку» и не выпустить из рук «бразды правления».

Иногда асфальт бывает расплавлен настолько, что шины начинают громко «петь», с трудом перекатываясь по липкому покрытию. Помимо того, что поплывшая дорога «сжирает» протектор, она еще и скользкая. При торможении колеса быстрее переходят на юз, а на виражах могут соскользнуть в сторону. Повороты в подобных случаях проходите с меньшей скоростью и соответственно небольшим наклоном мотоцикла.

Такие дороги для укрепления обычно засыпают щебенкой. Участки с неукатанной щебенкой наиболее опасны. Перед ними постарайтесь максимально снизить скорость и направить мотоцикл по колее, где щебенка несколько уплотнилась под колесами автомобилей.

Руль сожмите крепче и воздержитесь от торможения передним тормозом: неутрамбованные мелкие камни легко перекатываются и могут вызвать падение. От впереди идущих автомобилей поотстаньте. Камни, захваченные их задними колесами, вылетают как из пращи. С неменьшим успехом «кидаются» камнями и встречные машины, так что держитесь правее.

После выезда на чистый асфальт остановитесь на минуту и извлеките из протектора острые камни. Иначе через несколько десятков километров придется надолго задержаться на обочине. Проделайте такую же операцию, если пришлось проехать по битому стеклу.

В местах, где шоссе ремонтируют более основательно, асфальт иногда укладывают сначала на одной, а потом на другой стороне проезжей части. В таких случаях в центре шоссе образуется уступ. Если левая часть дороги выше правой, наезд на уступ может вызвать подсечку переднего колеса мотоцикла.

Определенную трудность представляет езда по узкой асфальтированной дороге, так как при разъездах машинам приходится съезжать одной стороной на обочину. Для мотоциклиста тактика движения по такой дороге имеет свои особенности. Обычно водители встречных грузовиков не спешат освободить ему дорогу, вынуждая его проскакивать впритирку с бортом. Чтобы не балансировать на кромке шоссе, попробуйте пристроиться за какимнибудь широким автомобилем, которому встречный транспорт уступает половину проезжей части.

Если же впереди вас прикрытия нет, берите инициативу в свои руки. Жестом или миганием фары просите водителей встречного транспорта уступить дорогу. Просьба, выраженная в такой форме, обычно бывает удовлетворена.

На узкой дороге, проходящей по холмистой местности, подъезжая к перелому профиля, привстаньте на подножках. Это позволит раньше увидеть встречный автомобиль и вовремя уклониться от столкновения с ним.
Особенно труден на узкой дороге обгон. Приходится долго выбирать участок, где можно было бы вырваться вперед. Найдя такое место, включайте сигнал и, убедившись, что ваше намерение другим водителям понятно, решительно обгоняйте. При обгоне в таких случаях опытные мотоциклисты переходят на более низкую передачу, например с четвертой на третью, на которой можно с большим успехом использовать «приемистость» мотоцикла и тем самым сократить время обгона.

Для мототуриста неасфальтированные дороги создают дополнительные трудности, даже если покрытие их твердое – брусчатка или булыжник. Правда, брусчатка теперь встречается редко, в основном в городах Прибалтики и Западной Украины, а вот булыжник не такое уж редкое явление на дорогах местного значения. Движение по брусчатке неприятно тем, что она редко бывает ровной, машина сильно раскачивается, а при торможении (на отполированной брусчатке) скорее наступает занос. Езда по булыжнику более неприятна, хотя при современной системе амортизации гораздо меньше утомляет водителя, чем, скажем, двадцать лет назад. Машине же приходится туго – повышается нагрузка на колеса, подвески, рулевую колонку и всю ходовую часть.

Чтобы несколько «сгладить» неровности дороги, иногда применяют испытанный прием: «больше скорость – меньше ям». Но тут приходится смотреть в оба, чтобы не влететь в выбоину: на булыжных дорогах их предостаточно. Если все же выбоину вы увидели в последнее мгновение, привстаньте на подножках и рваните руль на себя. Этим вы разгрузите переднюю вилку мотоцикла и сохраните обода колес.

Перед глубокими выбоинами или вспучинами на дороге старайтесь своевременно тормозить, применяя оба тормоза. Ручной отпускайте до наезда на препятствие. В противном случае не избежать удара в передней вилке, а то и вмятины на ободе.

Значительно облегчает управление мотоциклом на булыжных дорогах рулевой демпфер. Не забудьте подтянуть его – тогда руки будут меньше уставать. При езде по такой трассе периодически проверяйте крепление багажа, болтовых соединений и осматривайте покрышки. Проколы на булыжнике случаются чаще, так как подковные гвозди проваливаются шляпкой между камнями и торчат острием вверх. Поэтому предпочитайте двигаться ближе к середине, где меньше ездит гужевой транспорт, хотя там и больше бросает машину.

На грейдерных дорогах с щебеночным или гравийным покрытием условия движения меняются. В отличие от булыжных грейдерные дороги более ровные. И если состояние покрытия хорошее, двигаться по ним можно с довольно большой скоростью. Но и эти дороги требуют повышенного внимания, особенно на виражах. На поворотах автомобили колесами разбрасывают щебенку и мотоциклист всегда должен быть начеку.

Имеет свои особенности и обгон на грейдерных дорогах. Обычно в центре их образуется холмик из рыхлой щебенки. Во время обгона выбирайте место, где холмик сглажен колесами автомобилей, иначе переднее колесо может повести в сторону.

Кстати, при езде на грейдерных дорогах защитите стекло фары от мелких камней, летящих из-под колес проходящих машин, наклеив на него полоски изоляционной ленты.
Правда, такие полоски не гарантируют целостности стекла, но если оно и будет разбито, то останется в фаре и защитит рефлектор и лампы.

Пыль – существенный недостаток грейдерных дорог. При полном безветрии или если ветер в лицо, за пылью, поднимаемой автомашинами, не видно ни дороги, ни встречного транспорта. Чтобы не глотать пыль, все обычно стараются вырваться вперед, особенно мотоциклисты. И если водители грузовых автомобилей «придерживают» своего собрата, то мотоциклиста они иногда пропускают: ведь два колеса пылят меньше.

На обгон идите на участках, где дорога изменила направление: там шлейф пыли относится ветром в сторону и можно видеть, что делается впереди. Но если путь прямой, а машина, которую вы хотите обогнать, упорно не уступает дорогу, не лезьте напролом, а поотстаньте и ждите момента, когда автомобиль притормозит, скажем, переезжая плохой участок. Вот тогда, используя преимущества одноколейного транспорта, проскочите вперед.

Грунтовые дороги полностью зависят от погоды. По таким дорогам, высохшим вскоре после дождя, ездить трудно, поскольку их поверхность беспорядочно изборождена глубокими колеями от колес автомобилей. В этом случае безопаснее всего двигаться по обочине, там, где дорога меньше пострадала. Но после того как дорога хорошо накатана проезжающим транспортом и стала ровной, движение по ней обычно не вызывает затруднений. Нужно только иметь в виду, что ее может пересекать какое-нибудь неожиданное препятствие, например ложе высохшего ручья, тракторная колея.

В засушливую погоду грунтовые дороги становятся очень пыльными и возникают те же трудности, особенно во время обгона, что и при движении по «грейдеру». Пыль на грунтовых дорогах опасна не только из-за ухудшения видимости, но и потому, что при большой толщине слоя способна вызвать падение мотоцикла. Особенно толстый валик пыли лежит по краю дороги; в него лучше не заезжать. Двигаясь по грунтовой дороге, выбирайте места, где пыли меньше. Обычно это следы от колес автомобилей.

На узких грунтовых дорогах (проселках) избегайте ехать по средней части, даже если она ровная: здесь ступают лошади и вероятность наезда на гвоздь увеличивается.

Пользуясь тормозами, помните, что грунт под колесами во время торможения легко сдвигается. В основном тормозите двигателем и задним тормозом, а передним пользуйтесь вполсилы и только на прямых участках.

Мототуристу приходится иногда ездить и по лесным дорогам. В сосновом лесу они песчаные и сухие, с высоко выступающими корнями деревьев, в лиственном и «ловом нередко имеют влажные глубокие колеи и приподнятую центральную полосу, заросшую травой. На тех и на других дорогах двигайтесь осмотрительно. Ведь по лицу может хлестнуть низко растущая ветка или случайно наскочите на пень, скрытый травой. Переезжая сучки и коряги, направляйте колесо на их середину, иначе они могут перевернуться и ударить по ноге или попасть между спицами.

Как ехать – по колее или по выпуклой центральной части, сказать трудно. Скорее всего, двигаться придется и там и там. Водителям небольшого роста на мотоцикле-одиночке лучше ездить по колее, так как при необходимости они смогут опереться ногами о землю; на высокой же части дороги ног может просто «не хватить». Если все-таки придется выбираться из колеи, попросите пассажира сойти с мотоцикла, пройти вперед и убрать с дороги посторонние предметы. Сами же проезжайте быстрее: на скорости легче держать равновесие. На мотоцикле с коляской правильнее ехать по центральной части дороги, пустив колесо коляски справа от колеи.

При движении нескольких мотоциклов по лесной дороге держите приличную дистанцию, чтобы не мешать товарищам маневрировать.

Очень специфична езда по проселочным дорогам с длинными «языками» глубокого песка: она обычно отнимает много времени и сил. Узнав, что дорога изобилует такими сюрпризами, выясните, можно ли проехать другим путем. Всегда лучше отмахать лишние полсотни километров, чем, мучая себя и двигатель, на тяжело груженном мотоцикле преодолевать десятки метров глубокого песка. Ну, а если другого выхода нет, тогда вперед. Ищите места, покрытые травой, – здесь песок не так сыпуч и колеса будут меньше зарываться. Если есть рулевой демпфер, подтяните его. Короткие песчаные участки проезжайте с ходу, на одной из высших передач, крепко держа руль и сжав бак мотоцикла коленями. Двигаться следует по прямой, поскольку повороты рулем вызовут резкое замедление, а то и падение мотоцикла.

Перед длинным участком глубокого песка пассажира попросите сойти. Сами же включите первую передачу и старайтесь преодолеть песок на больших оборотах. Как только почувствуете, что машина теряет скорость и заднее колесо зарывается, быстро соскочите и, держась за руль, бегите рядом, сохраняя постоянный «газ» и прямолинейность движения мотоцикла. Пассажир должен вовремя прийти на помощь, подталкивая мотоцикл сзади.

Проезжая по проселочным дорогам, придется иногда преодолевать небольшие речки вброд. Здесь самое время вспомнить поговорку: «Не зная брода – не суйся в воду». Посмотрите, где переезжают брод автомобили. Местные водители обычно знают менее глубокие места без ям и больших камней. Ну, а если вода мутная или настолько прозрачная, что трудно определить глубину, промерьте ее веткой, пройдя брод пешком. Перед въездом в глубокий брод заклейте липкой лентой стыки между картером и крышкой генератора, между карбюратором и воздушным фильтром.

Брод нельзя проезжать на большой скорости. Эффектный въезд в воду с фонтаном брызг обернется неприятностью: вода попадет на свечи, а тот и зальет карбюратор. Правильнее переезжать брод на первой передаче и на постоянных средних оборотах. Не давайте двигателю заглохнуть, иначе в глушители нальется вода и придется выбираться из брода пешком. Ноги держите на подножках и будьте готовы опереться о дно, если колесо поскользнется на каком-нибудь гладком камне. При выезде из брода повысьте обороты, чтобы преодолеть подъем с запасом мощности. А потом, на сухой дороге, не забудьте просушить тормозные накладки, проехав с приторможенными колесами несколько десятков метров.

Вообще, выбирая дорогу, твердо помните: всякая длинная дорога с хорошим покрытием всегда быстрее приведет к цели, чем короткая, но плохая. Не забывайте, что вы путешествуете на обычном дорожном мотоцикле, отягощенном багажом, на котором по плохой дороге придется медленно ехать, а то и тащить машину на себе.

До сих пор речь шла о движении по дорогам в сухую погоду. Но вот начался дождь и обстановка для мотоциклиста резко изменилась. На асфальтированной дороге самые опасные – первые капли дождя. Они смачивают пыльную поверхность шоссе, отчего оно становится очень скользким. При таких условиях сцепление колес с дорогой настолько мало, что любое неосторожное действие водителя может вызвать мгновенную подсечку мотоцикла. В это время избегайте всяких движений корпусом, резкого изменения скорости и направления движения; применение тормозов требует исключительной аккуратности.

Условием безопасной езды на скользком асфальте является хороший протектор на шинах. Если шины старые и рисунок стерт, лучше остановиться и подождать, пока дождь хорошенько «отмоет» шоссе. Двигаться по отмытому асфальту не так уж и опасно, а если в него вкраплен гравий, то ехать по нему можно почти с такой же скоростью, как и по сухой дороге. На старом, укатанном асфальте старайтесь держаться ближе к середине шоссе: там еще сохранился гравий. Если же его нет, все равно придерживайтесь середины: асфальт здесь более шероховатый и не чувствуется уклон в правую сторону. На скользкой дороге для мотоциклиста эти обстоятельства очень важны.

Помните, мы говорили о темной «масляной» полосе на асфальтовой дороге? В дождь по ней ездить не рекомендуется: масляные капли не смываются даже при сильном продолжительном дожде, и дорога тут остается скользкой. Эту полосу на мокром шоссе хорошо видно, потому что асфальт здесь смачивается слабо.

Особенно будьте внимательны в местах выхода на шоссе проселочных дорог, где автомобили, гужевой транспорт натаскивают на асфальт шлейфы земли и глины. Такие шлейфы тянутся порой на сотни метров, и если есть возможность, объезжайте их. От грузовых автомобилей, только что выехавших с проселка, держитесь подальше – они долгое время будут «швыряться» грязью, которая может попасть в лицо и залепить очки.

Очень важно при движении в дождь соблюдать дистанцию как от впереди идущего автомобиля, так и от следующего позади. Поскольку на скользком покрытии вероятность падения увеличивается, основную опасность представляют едущие за вами машины. Если ктото упорно «висит» у вас на хвосте, пропустите его вперед. Разумеется, это не значит, что на скользком шоссе только и придется уступать дорогу. И вы будете обгонять, но там, где сцепление колес с дорогой наилучшее в данных условиях. Если шоссе перед дождем было грязным, то во время него накатанная часть более или менее очищается; центральная же полоса дороги может представлять собой скользкую дорожку из жидкой глины. В таком случае воздержитесь от обгона и подыщите более подходящее место для него.

Обгон на мокром шоссе осложняется также тем, что приходится проезжать через завесу грязной воды, разбрасываемой колесами обгоняемого автомобиля. В тех случаях, когда мотоцикл не оборудован ветровым щитком, видимость через очки резко ухудшается. Поэтому, приближаясь к машине, немного поверните голову в сторону, не переставая следить за дорогой. Тогда во время обгона одна сторона очков все-таки будет чистой. Это же следует делать и в момент, когда кто-нибудь обгоняет вас. Там, где мокрая дорога не скользкая, от грязи обгоняющего автомобиля очки в какой-то мере можно защитить протянутой вперед ладонью.

На шоссе, изобилующем лужами, при разъездах со встречным транспортом очки вообще могут быть залиты грязью. Поэтому заранее снизьте скорость и запомните профиль дороги, так как несколько секунд, пока протрете очки, придется ехать по памяти. Особенно избегайте разъездов с транспортом в низинах, где скапливается много воды; при большой встречной скорости удар фонтаном воды бывает настолько сильным, что трудно удержать машину на дороге.

Большую опасность представляют непрофилированные (без наклона) повороты: проходя их, мотоциклист вынужден больше наклонять машину. Перед такими поворотами снижайте скорость настолько, чтобы мотоцикл пришлось наклонять как можно меньше.

При движении по мокрому скользкому асфальту внимательно следите за дорогой и старайтесь избегать ситуаций, требующих интенсивного торможения. Ведь при сильном нажатии на педаль тормоза колесо блокируется и машину заносит. В случаях, требующих быстрой остановки, тормозите двигателем – поочередно включайте более низкие передачи.

Ручным тормозом не пользуйтесь, а ножным только слегка притормаживайте. При таком способе торможения путь мотоцикла до остановки становится гораздо длиннее. На перегонах с длинными пологими спусками некоторые водители по привычке включают «нейтраль». Двигаться накатом по мокрому шоссе не следует. Машина ведет себя более устойчиво, если заднее колесо связано с двигателем (исключение можно делать при езде по грубому шероховатому асфальту или бетону, на котором сцепление колес с дорогой хорошее).

Особую осторожность проявляйте, переезжая мосты с деревянным настилом: намокшие доски – типичный каток. К тому же, доски часто лежат одна выше другой и при наезде на уступ, параллельный движению, переднее колесо мотоцикла может подсечь.

Во всех условиях, способствующих ухудшению устойчивости, руль следует держать крепко и быть готовым мгновенно повернуть его в сторону заноса мотоцикла. Здесь все решают быстрота реакции и правильность манипуляций рулем, «газом» и тормозом; иногда
потребуется вовремя выставить ноги, чтобы удержать машину от падения.

Иной раз дождь становится настолько сильным, что из-за ухудшения видимости движение вообще приходится прекращать. Съезжая на обочину, нужно соблюдать известную осторожность: переднее колесо может сразу увязнуть или соскользнуть в сторону. Поэтому всегда выбирайте гравийную или песчаную обочину. Если же обочина грунтовая, съезжайте на возвышенном месте – там она всегда тверже.

Какой тактики придерживаться, если начался дождь, а под колесами булыжник или отполированная шинами брусчатка? Ведь на гладких скользких камнях занос мотоцикла более вероятен, чем на мокром асфальте, а падение, как правило, чревато сильными травмами.
Дороги эти нередко бывают выпуклые, и наклон неумолимо влечет машину на обочину.

Чтобы избежать сноса, двигайтесь ближе к середине проезжей части, уступая дорогу встречному транспорту заблаговременно. Учтите и такой момент – на этих покрытиях выбоины имеют очень скользкие края, и от них лучше держаться подальше. Скорость следует ограничить, чтобы приходилось реже тормозить. Для снижения скорости тормозите двигателем, а от применения ручного и ножного тормозов вообще постарайтесь отказаться.

В отличие от дорог с крупным булыжником или брусчаткой дороги из мелкого колотого булыжника менее скользкие, а веерная брусчатка с насечкой имеет I почти такое же сцепление с колесами, как бетон или шероховатый асфальт. Естественно, и двигаться по ним можно гораздо быстрее.

На мокрых гравийных и щебеночных дорогах, если, конечно, они в хорошем состоянии, мотоциклист чувствует себя уверенно. Здесь можно и в дождь ехать достаточно быстро.
Машина устойчива даже на поворотах, так как мелкие камешки, увязнув в основании дороги, под колесами почти не перекатываются. Не представляет большого труда и движение по намокшей песчаной дог роге. А вот грунтовые дороги в сырую погоду становятся почти непроезжими. Пыль, доставляющая столько неприятностей в погожие дни, превращается в непролазную грязь.

Обычно движение по раскисшей дороге отнимает много сил. Это тяжелое испытание для мототуристов. И если на мотоцикле без бокового прицепа в таких условиях предстоит проехать не один десяток километров, разумнее погрузить его на попутный грузовик или переждать в каком-нибудь селе день-два, пока пройдет дождь и дорога подсохнет. Правда, такой вариант не всегда возможен. В тех случаях, когда придется самостоятельно передвигаться, попробуйте пристроить пассажира и тяжелые вещи на автомашину, договорившись со спутником о месте встречи. Согласитесь, не всегда целесообразно подвергать пассажира такому испытанию. К тому же одному легче удержать мотоцикл от падения, а при необходимости – быстро соскочить с него.

Чтобы при езде по раскисшей дороге грязь не заклинила колеса, мотоцикл следует подготовить. Если на машине расположение переднего крыла низкое и оно имеет узкие просветы между стойками крыла и колесом, заранее снимите крыло совсем. Для защиты цилиндров от грязи установите на раме небольшой щиток-отбойник, сделанный из подходящего материала, подвернувшегося под руку. На мотоциклах с глубокой капотировкой заднего колеса полезно снять инструментальный ящик – так легче удалить грязь, набившуюся между колесом и крылом. Такие меры необходимы, например, на дорожных мотоциклах «Ява»,
«Восход».

Преодолевая раскисшую дорогу, неплохо надеть на заднее колесо браслеты или, в крайнем случае, обмотать его веревкой. Правда, этим можно воспользоваться лишь когда зазор между вилкой и колесом достаточно велик.

Грязь на дороге обычно неоднородна. В одних местах она жидкая, в других густая. Ехать лучше по жидкой грязи, которая меньше налипает на покрышки и не так набивается под щитки. Чтобы шины и щитки промывались, не пренебрегайте лужами, если, конечно, не подозреваете, что под водой скрыта яма.

По раскисшей дороге двигайтесь «внатяг», т. е. поддерживая такие обороты двигателя, чтобы и колесо не буксовало и не было рывков в трансмиссии. Иногда для уменьшения тягового усилия на колесе допускается кратковременная пробуксовка сцепления. Ручку газа резко не открывайте: избыток «лошадиных сил» может вызвать занос мотоцикла. Если колесо все-таки начнет буксовать, полезно переместиться по седлу назад, улучшив тем самым сцепление покрышки с дорогой. Для этой же цели можно на несколько десятых атмосферы снизить давление в шинах. Только потом, когда выберетесь на хорошую дорогу, не забудьте его поднять.

Узкие проселочные и лесные дороги в распутицу для мотоциклистов еще более неприятны. Если на широкой грунтовой дороге есть хоть свобода маневра, то на узкой приходится ехать по колее или посередине. В дождливую погоду, как и в сухую, предпочтение надо отдать колее, проложенной автомашинами. Езда по мокрой выпуклой средней части нередко угрожает падением, так как колесо может легко соскользнуть с нее.

На проселках, где гужевой транспорт двигается чаще, чем автомобили, колеи бывают узкие и глубокие. По ним на мотоцикле много не проедешь. Здесь правильнее ехать посередине дороги, где лошади вытоптали небольшое углубление и машина лучше «стоит». Правда, остается уповать на то, что подковные гвозди утонули в грязи и не воткнутся в шину.
На трудных участках иногда понадобится съезжать с дороги и двигаться вдоль нее.
Старайтесь выбирать участки, покрытые травой. Хотя мокрая трава – скользкая, зато на колеса не намотаются пуды грязи. Будьте внимательны – камень или предательская яма обычно оказываются тут как тут.

На лесных дорогах объезжать раскисшие места и глубокие лужи не всегда возможно из-за близко расположенных деревьев или кустов. В таких случаях для укрепления дороги колею приходится устилать ветками.
В лесу обращайте внимание на корни, пересекающие колею,– они гладко отполированы и в дождь очень скользки. Кстати, двигаясь по лесным дорогам и бездорожью; ни в коем случае не держите ноги на подножках носками вниз. Иначе ступня может легко оказаться между препятствием и подножкой, и тогда тяжелая травма ноги неминуема.
Езда по бездорожью сопровождается нередко перегревом двигателя, так как длительное время приходится ехать на пониженных передачах. В этой связи стоит напомнить, что на температурный режим отрицательно влияют всевозможные дефлекторы, устанавливаемые некоторыми мотоциклистами. Дефлекторы перед длительным труднопроходимым участком надо снимать.

Путешествуя ранней весной или в конце лета, мотоциклист часто встречается на дороге с туманом. Наиболее опасен густой туман. Попав в него, лучше воздержаться от дальнейшего движения.
Во время не очень густого тумана, хотя видимость сльно ограничена, ехать все-таки можно. При движении в тумане можно вымокнуть не меньше, чем под дождем, поэтому заранее наденьте непромокаемый костюм. А вот мотоочки надевать бесполезно. На них будут осаждаться мелкие капли влаги, которые почти не стекают и ухудшают обзор. Поминутно же смахивать капли рукой – занятие малоприятное и небезопасное. Хуже с диоптрийными очками: их не снимешь, и тем, кто носит очки, лучше вообще воздержаться от езды.

Выезжая на дорогу, даже в светлое время включите фару – так вы будете лучше видны окружающим. Во время движения старайтесь держаться края дороги: этим вы гарантируете себя от выезда на встречную полосу движения и будете иметь меньше шансов встретиться с машиной, водитель которой потерял ориентировку. Иногда туман низко стелется над дорогой, и бывает достаточно встать на подножках, чтобы видимость несколько улучшилась. Такая мера помогает контролировать направление дороги по телеграфным столбам и придорожным деревьям.

Для мотоциклиста туман – не только плохая видимость, но и скользкая асфальтовая дорога, иной раз более скользкая, чем в дождь, так как туман лишь смачивает дорожную пыль. Поэтому двигаться следует с удвоенной осторожностью. Мотоцикл старайтесь вести по следу проехавших автомашин – здесь менее скользко, потому что колеса автомобилей разбрызгивают влагу.

В темное время суток езда в тумане еще более затруднена. Свет фары словно упирается в стену и, рассеиваясь, ослепляет водителя. Тут вам поможет противотуманная фара.

Обычно туман держится на некотором расстоянии над дорогой, и чем ниже расположена противотуманная фара, тем дальше ее свет проникает вперед. Направьте свет фары так, чтобы видеть край дорожного полотна.
Во время тумана за автомобилями двигаться не следует: нет никакой уверенности, что водитель выбрал правильное направление или не свернет на другую дорогу. В тумане полагайтесь только на свои глаза и уши.

Путешествие на мотоцикле в горы всегда увлекательно. С каждым новым поворотом открываются незабываемые пейзажи, а на головокружительных подъемах и спусках испытываешь истинное упоение движением. Горы многое дают, но они обязывают и водителя быть «на высоте». Искусство вождения мотоцикла по горным дорогам дается не сразу. Поэтому первое время, пока не освоитесь, быстро ехать не рекомендуется. Да и дорога сама об этом напомнит, когда почувствуете раз-другой, что с трудом вписались в вираж.

Ездить по горным дорогам с асфальтовым покрытием на мотоцикле легче, чем на автомобиле: именно на таких дорогах особенно ярко проявляются лучшие качества мотоцикла – маневренность и динамика. Но этими качествами надо пользоваться умело, помня, что за ошибки на горной дороге водитель расплачивается гораздо более высокой ценой, чем на обычной.

Довольно распространенная ошибка – неправильная оценка кривизны поворота, а отсюда несоответствие выбранной скорости или наклона мотоцикла действительному радиусу поворота дороги, в результате чего мотоцикл уходит с намеченной траектории. Стоит ли объяснять, к чему это может привести.

Большинство поворотов на горных дорогах закрыто отвесными скалами, и в случаях, когда поворот не просматривается и дальнейшая кривизна его неизвестна, следует снизить скорость до такого предела, чтобы можно было вписаться в самый неожиданный и крутой вираж. Если не соблюдать этого правила и продолжать движение, уповая на интуицию, то возможны неприятные варианты. На левом закрытом повороте мотоциклист в ожидании крутого виража слишком сильно наклоняет машину и оказывается на встречной полосе движения. Или же, рассчитывая на плавный вираж, он проходит его с повышенной скоростью и вылетает с асфальта на обочину (хорошо, если не за нее), так как поворот оказался крутым.

На правом закрытом повороте опаснее всего случай, связанный с превышением скорости, когда мотоцикл выносит на левую сторону проезжей части.
Причиной увода мотоцикла с намеченной траектории на поворотах горных дорог могут быть не только просчеты водителя, но и неправильно спрофилированные виражи (с обратным уклоном), часто встречающиеся на старых дорогах. Обычно на фоне гор такие виражи распознать трудно. Поэтому будьте готовы к подобным «встречам».

Другая неприятность, поджидающая мотоциклиста на виражах – щебенка, выброшенная с обочины на асфальт колесами автомобилей. Въезжать на щебенку с наклоном мотоцикла рискованно. Перед щебенкой следует быстро притормозить, выровнять мотоцикл, постараться проехать по ней без наклона и затем опять положить машину в вираж. Особая опасность в такой ситуации возникает при прохождении левого виража, поскольку в результате выравнивания мотоцикл приближается к краю дороги. Поэтому, принимая на повороте, в соответствии с правилами, крайнее правое положение, оставляйте место для возможного
маневра.

На горных серпантинах очень важно грамотно пользоваться передачами, газом и тормозами. Например, при движении в гору, особенно на закрытых поворотах, не всегда известно, насколько крутым будет подъем. И если появляется необходимость включить низшую передачу, делать это надо четко и быстро. После того как часть виража пройдена и дорога начинает просматриваться, постепенно прибавляйте газ, чтобы продолжать подъем с запасом мощности. На поворотах с крутым подъемом для перемещения центра тяжести вперед не забудьте как можно больше наклониться к рулю. На прямых подъемах со значительной крутизной следует даже привстать на подножках и еще больше наклониться. Это же попросите сделать пассажира.

Перед крутым подъемом включайте нужную передачу заблаговременно, чтобы до конца подъема пользоваться только ручкой газа. Если передача выбрана неправильно и двигатель «садится», как можно быстрее переходите на низшую передачу. Задержка в переключении передач может привести к остановке мотоцикла на подъеме и опасному откату назад.

Если это случилось и удержать на тормозах мотоцикл не удается, постарайтесь предотвратить скатывание: вывернув руль влево и наклонив машину в сторону подъема, разверните ее поперек дороги и завалите на подножку. Действовать надо быстро и решительно – здесь секунды решают все. После остановки слезьте с мотоцикла, разверните его и спуститесь под уклон. Вновь преодолевая подъем, не допускайте другой крайности – двигаясь на одной из низших передач, не увеличивайте резко подачу газа: мотоцикл может опрокинуться.

Перед «вершиной» крутых подъемов газ следует немного сбрасывать, тогда машина преодолеет перелом профиля без отрыва переднего колеса от дороги. Зачастую перелом профиля скрывает от водителя дальнейшее направление дороги. Будьте к этому готовы и постарайтесь определить направление возможного поворота по окружающему пейзажу.

Преодоление подъемов, особенно затяжных, всегда связано с повышенной нагрузкой на двигатель. Если долго ехать на низших передачах, двигатель мотоцикла быстро перегреется. Поэтому даже на коротких пологих участках между поворотами для снижения оборотов двигателя следует включать более высокую передачу. Конечно, выбранная передача должна соответствовать возможностям машины.

Впрочем, на горных дорогах бывают не только подъемы, но и спуски. И как ни велик соблазн охладить спуске двигатель, отключив его от трансмиссии, пользоваться накатом запрещено правилами. Двигатель достаточно охладится, если вы будете ехать под уклон на прямой передаче с «убранным» газом. Если имеется декомпрессор, полезно включить его на несколько секунд: большое количество воздуха, всосанное в цилиндр, способствует хорошему охлаждению.

Поскольку двигатель на горных дорогах постоянно соединен с ведущим колесом, на спусках он выполняет функцию тормоза. Чем ниже включенная передача, тем интенсивнее эффект торможения. Следует придерживаться такого правила: спускаться на той передаче, на которой бы вы осуществляли подъем по данному участку дороги. Тормозя двухтактным двигателем, время от времени прибавляйте газ – стенки цилиндров и подшипники при «закрытой» ручке недостаточно смазываются.

Тормозами пользуйтесь кратковременно, только в помощь двигателю. Иначе накладки и барабаны настолько разогреются, что тормоза потеряют эффективность. Положение обычно ухудшает расплавленная мазка подшипников, которая, вытекая, замасливает барабаны.

Перед поворотами, требующими значительного снижения скорости, следует применять оба тормоза, но в момент наклона мотоцикла ручной нужно отпустить: в противном случае мотоцикл будет трудно положить в вираж.
Проходя повороты с большим наклоном мотоцикла и одновременно тормозя или переключая передачу, следите, чтобы ступня не зацепилась о покрытие дороги. Э связи с этим уместно напомнить, что по горным дорогам лучше ездить в закрытой обуви.

В горах всегда будьте готовы к разъезду со встречным транспортом. Прислушивайтесь к шуму двигателей автомобилей и звуковым сигналам, которые обязаны подавать водители перед поворотами. Там, где серпантины хорошо просматриваются вдаль, опытные водители запоминают количество автомобилей и рассчитывают примерное место встречи с ними. Если предстоит разъезд с транспортом на узкой дороге, ищите «карман», где легче будет разминуться. Особенно остерегайтесь встреч на виражах узких дорог, так как водителю крупногабаритного автомобиля волей-неволей придется заехать на вашу сторону.

Вождение мотоцикла по горным дорогам без асфальтового покрытия – дело нелегкое. Гравий или щебенка, покрывающие дорогу, не всегда обработаны вяжущим составом и порой бывают настолько рыхлыми, что руль удерживаешь с трудом. Особенно сложно в таких условиях проходить повороты: приходится двигаться с минимальной скоростью, стараясь не наклонять мотоцикл. Зачастую подобные дороги не имеют обочины и проезжая часть отделяется от обрыва в лучшем случае только защитными столбиками.

Бывают горные дороги вообще без покрытия. Как правило, они в плохом состоянии: приходится объезжать бесконечные выбоины и камни, упавшие со склонов. Наиболее опасны плоские камни, которые, будучи подхвачены протектором, могут заклинить в крыле переднее колесо. На поворотах в таких случаях падение неминуемо. Дороги без покрытия часто имеют осыпавшиеся участки в сторону обрыва, глубоко врезавшиеся в проезжую часть. К тому же такие дороги иногда пересекаются бурными потоками, форсировать которые не так-то просто. Преодолевать подобные преграды нужно под небольшим углом навстречу движению воды, чтобы быть подальше от обрыва в случае падения на скользких камнях.

Мотоциклисты, впервые попавшие на горные дороги, нередко переоценивают себя, что порождает чувство самоуверенности. Никогда не ездите на пределе своих возможностей!

Опытный водитель даже по знакомой дороге едет так, как ехал бы по ней впервые. За известным, казалось бы, поворотом возможны осыпь, упавший камень, лужа масла, остановившийся на проезжей части неисправный автомобиль.
Движение по горной дороге требует от водителя неослабного внимания. И хотя путешественникам всегда хочется посмотреть по сторонам, насладиться окружающей природой, делать этого за рулем не следует. Ищите в наиболее красивых местах площадки, глушите двигатель, и тогда в наступившей тишине особенно остро ощутите неповторимую радость человека, попавшего в горы.

Рассказывая о специфике вождения мотоцикла в различных дорожных условиях, мы часто говорили о возможности падения. Плохое покрытие, скользкая дорога, щебенка на вираже легко могут выбить неопытного мотоциклиста из седла. Не случайно в этой главе было уделено много внимания опасностям, подстерегающим водителей на различных дорогах и при любой погоде. Согласитесь, всегда лучше изучить чужой опыт, чем накапливать собственный в столь неприятном деле.

Источник: mototraveller.ru

Категория: Около мото | Просмотров: 1613 | Добавил: Хазяин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
А нам уже...

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Мои фотографии

Мои друзья

Каталог файлов
[02.06.2011][Литература]
Алексей Новиков-Прибой "Цусима" (1)

Архив записей

Другие проекты
  • Я на 33b.ru
  • Я на YouTube
  • Я на Графоманов.нет
  • Я на Территории I
  • Я на Стихи.ру
  • Metal Special
  • Полезные подарки

  • Моя радиостанция
    101.ru
    Персональная станция
    «Для тех, кто в танке!»

    PANZER © 2024
    Хостинг от uCoz