Здравствуйте.
Оказавшись в Праге, не мог пройти мимо Национального Технического музея с довольно большой коллекцией мотоциклов. У этого музея есть классный сайт,
на котором можно потыкать-посмотреть часть экспозиции, ну а в этом
посте я собрал все мотоциклы, представленные в постоянной экспозиции по
датам выпуска с 1894 по 1931. Более новые модели мотоциклов выложу отдельным постом.
Чехия – страна с богатым мотоциклетным прошлым, и, я надеюсь, будущим.
Большинство мотоциклов, представленных в экспозиции производства
Чехословакии, однако попадаются и иностранные экземпляры. Все фотографии
сделаны мной, перевод табличек с информацией о мотоциклах – тоже мой.
От себя ничего не добавляю, так что за весь бред несу лишь частичную
ответственность
Hildebrand & Wolfmuller 1894 года.
Производитель: Hildebrand & Wolfmuller Motor-Fahrrad-Fabrik, Мюнхен, Германия.
Объем двигателя: 1488 кубических сантиметров.
Мощность: 1,8 кВт (2,5 л.с.).
Максимальная скорость: 45 км/ч.
Вес: 62 кг.
Hildebrand & Wolfmuller был первым
серийным мотоциклом в мире. Этот мотоцикл имел оригинальный дизайн, но, к
сожалению, имел слишком сложную конструкцию, и поэтому производился
всего 4 года. Экземпляр, который вы видите, стал первым мотоциклом,
импортированным в Австро-Венгрию.
De Dion-Bouton 1900 года.
Производитель: De Dion-Bouton, Сейн, Франция.
Объем двигателя: 240 кубических сантиметров.
Мощность: 1,2 кВт (1,75 л.с.).
Максимальная скорость: 60 км/ч.
Вес: 94 кг.
Мотоцикл Hildebrand & Wolfmuller все
еще не был транспортом на каждый день. Так продолжалось до тех пор,
пока французский трицикл De Dion-Bouton не показал, что на нем можно
совершать небольшие путешествия.
Jelinek 1904 года.
Производитель: Josef Jelinek, Смиков, Богемия.
Объем двигателя: 397 кубических сантиметров.
Мощность: 1,8 кВт (2,5 л.с.).
Максимальная скорость: 60 км/ч.
Вес: 65 кг.
Типичный мотоцикл начала XX века имел
четырехтактный атмосферный двигатель, привод на заднее колесо с помощью
кожаного ремня напрямую от коленвала. Мотоцикл Jelinek, как и
большинство мотоциклов того времени, не имел ни коробки передач, ни
сцепления, ни даже подвески. Поездку на таком мотоцикле нельзя было
назвать комфортабельной, а ременной тормоз на заднее колесо –
безопасным.
Slavia Bz 1903 года.
Производитель: Laurin & Klement, Млада Болеслав, Богемия.
Объем двигателя: 331 кубический сантиметр.
Мощность: 1,8 кВт (2,5 л.с.).
Максимальная скорость: 60 км/ч.
Вес: 58 кг.
Фирма Laurin & Klement начиналась с
небольшой мастерской, но вскоре стала оной из известнейших
производителей мотоциклов в Европе. В начале XX века мотоциклы,
выпускаемые этой фирмой под брендом Slavia, являлись вершиной
технической эволюции. Всего было собрано более четырех тысяч таких
мотоциклов, которые были распроданы по всей Европе. К тому же, мотоциклы
этой марки производились по лицензии.
Slavia CCR 1905 года.
Производитель: Laurin & Klement, Млада Болеслав, Богемия.
Объем двигателя: 812 кубических сантиметров.
Мощность: 3,7 кВт (5 л.с.).
Максимальная скорость: 85 км/ч.
Вес: 76 кг.
Мотоциклы Slavia с успехом выступали на
многих международных соревнованиях, но именно на модели CCR гонщик
Вацлав Вондфич выиграл золото в гонке Coupe Internationale во Франции.
Perun 3 HP 1909 года.
Производитель: Jozef Zd’arsky, Богемия.
Объем двигателя: 454 кубических сантиметра.
Мощность: 2,2 кВт (3 л.с.).
Максимальная скорость: 70 км/ч.
Вес: 67 кг.
Единственным крупным производителем
мотоциклов в Чехословакии начала XX века была фирма Laurin &
Klement, которую знали по всей Европе. Еще один производитель, Джохеф
Вальтер из Смикова, выпускал относительно крупные партии мотоциклов.
Было еще несколько домашних производств: Вильям Микль выпускал мотоциклы
под маркой Orion, Колин – под маркой Torpedo. Одним из таких
производителей был Джозеф Здарски, выпустивший всего несколько десятков
мотоциклов Perun.
Walter B 1909 года.
Производитель: Joef Walter, Vyroba motocijlu a automobile, Смиков, Богемия.
Объем двигателя: 1022 кубических сантиметра.
Мощность: 5,1 кВт (7 л.с.).
Максимальная скорость: 70 км/ч.
Вес: 135 кг.
В начале XX века стать мотоциклистом
было не так уж просто. Мотоцикл был редким зверем на дорогах, да к тому
же обладал невысокой надежностью, и пугал своим видом лошадей, которые
оставались в те времена самым распространенным транспортом. Одним из
первых мотоциклистов в Чехословакии был священник Ян Свец, который
приобрел этот мотоцикл с цепным приводом и сцеплением.
Vodici motocikl pro cyklistike zavody 1910 года.
Производитель: не известен.
Объем двигателя: 2300 кубических сантиметров.
Мощность: 15 кВт (15 л.с.).
Максимальная скорость: 105 км/ч.
Вес: 205 кг.
В прошлом гонки на велосипедах за
специальным пейс-мотоциклом были очень популярным спортом. Мотоциклист
принимал на себя весь поток набегающего воздуха, что позволяло
велосипедисту, едущему за его спиной, разгоняться до скорости вплоть до
100 км/ч. Пейс-мотоциклы изготавливались индивидуально. Мотоцикл,
который вы видите, является типичным представителем такой техники.
Массивный четырехтактный двигатель, не имевший ни коробки передач, ни
сцепления.
Puch 2 HP 1911 года.
Производитель: Johann Puch – Erste steiermarkische Farrad-Fabriks-AG, Грац, Австрия.
Объем двигателя: 255 кубических сантиметров.
Мощность: 1,5 кВт (2 л.с.).
Максимальная скорость: 55 км/ч.
Вес: 45 кг.
Мотоциклы марки Puch, изготавливавшиеся в
Граце, Австрия, были серьезными конкурентами для чешских производств.
После того, как фирма Laurin & Klement переключилась на производство
автомобилей, Йохан Пух стал единственным производителем мотоциклов в
Австрии. Мотоциклы Puch выиграли несколько крупных соревнований.
Indian 1915 года.
Производитель: Hendee Manufacturing Co., Спрингфилд, США.
Объем двигателя: 980 кубических сантиметров.
Мощность: 5,1 кВт (7 л.с.).
Максимальная скорость: 90 км/ч.
Вес: 180 кг.
В 1899 году чешский мотоцикл стал самой
прогрессивной конструкцией в мире. К сожалению, пятьдесят лет спустя это
утверждение уже было далеко от реальности. Американский Indian был
самым технологичным мотоциклом своего времени. Заднее колесо приводилось
в движение цепью через двухступенчатую корочку передач со сцеплением,
оба колеса имели пружинную подвеску. С этим мотоциклом компания Indian
обскакала своих конкурентов на много лет вперед.
CAS Sc 1921 года.
Производитель: Ceska automobilova spolecnost, spol. s.r.o., Прага, Чехословакия.
Объем двигателя: 180 кубических сантиметров.
Мощность: 0,9 кВт (1,25 л.с.).
Максимальная скорость: 35 км/ч.
Вес: 48 кг.
Одним из изобретений Первой Мировой
Войны были скутеры. Это были небольшие легкие транспортные средства,
предназначенные для проведения военных операций в городских условиях. Их
надежность оставляла желать лучшего, и они завоевали популярность
только к концу Второй Мировой Войны. Первый скутер был произведен
пражской фирмой CAS.
Продолжение следует...
|